СВЯЗЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОТЧУЖДЕНИЯ СО СКЛОННОСТЬЮ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У ПОДРОСТКОВ
Недилько Д.А.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель −Делибалт В.В.
Проблема девиантного поведения была и остается актуальной в российском обществе. Крайне важным для профилактики и коррекции девиантного поведение является выявление факторов, способствующих его развитию. В качестве одного из таких факторов многие специалисты выделяют переживание субъективного отчуждения. Например, криминологом М.Ю. Антоняном психологическое отчуждение рассматривается как одна из важнейших причин формирования преступного поведения (Антонян Ю.М., 2018). Е.Н. Осин, рассматривая отчуждение в рамках деятельностно-смыслового подхода, тоже указывает на то, что оно может быть связано с девиантностью (Осин Е.Н., 2007). В ходе эмпирического исследования О. А. Поповой был сделан вывод о том, что отчуждение в подростковом возрасте является существенной предпосылкой делинквентности (Попова, О.А., 2010).
Целью нашего исследования стало описание и обобщение особенностей переживания субъективного отчуждения у подростков как фактора формирования девиантного поведения. Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи: определить понятия «отчуждение» и «переживание субъективного отчуждения», проследить развитие этого понятия в трудах философов и психологов; рассмотреть основные механизмы формирования девиантного поведения, его виды и способы коррекции; изучить особенности переживания субъективного отчуждения у подростков как фактора формирования девиантного поведения.
Гипотезой нашего исследования стало предположение о том, что переживание субъективного отчуждения напрямую связано со склонностью к девиантному поведению у подростков, однако связь переживания субъективного отчуждения со склонностью к аддиктивному поведению, склонностью к делинквентному поведению и склонностью к суициду будет различной.
Вслед за Е. Н. Осиным мы рассматриваем субъективное отчуждение как «такое состояние системы взаимоотношений человека с миром, при котором ценностные смысловые отношения не осуществляются человеком или не являются ведущим принципом регуляции его жизнедеятельности» (Осин Е.Н., 2007).
Девиантное поведение мы понимаем как «устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личностью, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией» (Змановская Е.В., 2004).
Выборку нашего исследования составили 59 подростков. 60% выборки составили юноши, 40% - девушки. Средний возраст участников исследования составил 14,5 лет. Все участники обучались в общеобразовательной школе г. Москвы. Для выявления склонности к девиантному поведению и переживания субъективного отчуждения в различных сферах жизни подростков, участвовавших в нашем исследования, нами были применены следующие методики: опросник субъективного отчуждения для учащихся (ОСУТЧ-У) и диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения для учащихся общеобразовательных учреждений (ДАП-П).
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
1. Переживание субъективного отчуждения имеет прямую связь с интегральным показателем склонности к девиантному поведению у подростков.
2. Имеются различия в связи переживания субъективного отчуждения со склонностью к аддиктивному поведению, склонностью к делинквентному поведению и склонностью к суициду.
Литература
1. Антонян, Ю.М. Психология преступления и наказания / Ю.М. Антонян, М.И. Еникеев, В. Е.Эминов. —Москва : Норма, 2018. — 321 с.
2. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : Учеб пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Е. В. Змановская. — 2-е изд., испр. —Москва : Издательский центр «Академия», 2004. — 288 с.
3. Осин, Е. Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика :дис. на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Е. Н. Осин. — Москва, 2007. — 218 с.
4. Попова, О.А. Отчуждение как предпосылка делинкветного поведения подростков // Вестник ТГУ. - 2010. - № 4 (84) - С. 151–156.