Взаимосвязь социометрического статуса и склонности к агрессии у подростков
Филиппова П.А.
Московский государственный психолого–педагогический университет (Москва)
Научный руководитель – Бусарова О.Р.
Актуальность данной работы обусловлена ростом жестокости и проявлений агрессии среди подростков, несмотря на снижение числа правонарушений, совершенных несовершеннолетними лицами. (Сведения …, 2018). Важно проанализировать, насколько «выигрышно» смотрятся агрессивные подростки в глазах своих сверстников и как взаимосвязаны склонность ученика к различным формам агрессии и его положение в классе.
Данное исследование, содержащее свежие данные, даст возможность лучшего понимания подростковых взаимоотношений. Зная, какое место подросток занимает в группе, можно заблаговременно предположить, какие поступки он может совершить, а также предотвратить данные поступки, если они угрожают самому подростку или окружающим.
Цель работы - исследование взаимосвязи социометрического статуса и различных форм проявлений агрессии у подростков. Объект- эмоциональная сфера подростков и их социометрический статус. Предмет- Взаимосвязь социометрического статуса и склонности к тому или иному виду агрессии у подростков. Гипотезы: 1) Между социометрическим статусом подростка и его склонностью к одному из видов агрессии существует взаимосвязь. 2) Подростки, занимающие место «изолированных», имеют наиболее высокие показатели по склонности к агрессии среди всех социометрических групп.
Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие диагностические инструменты: для определения склонности к агрессии - опросник Л.Г. Почебут (Платонов Ю.П., 2003); для выявления социометрического статуса в группе - социометрия (Дорошина И.Г., 2010).
Выборку составили 56 подростков, в соотношении 32 девочек и 24 юноши, возраст - от 14 до 17 лет. Было привлечено 3 класса (20, 18, 18 – человек), средней общеобразовательной школы города Москвы.
На основании проведенного эмпирического исследования были сделаны следующие выводы:
1. Социометрический статус подростков в классе имеет взаимосвязь с различными типами агрессивного поведения, к которому склонен подросток.
2. Подросткам, являющимся лидерами в группе, чаще свойственен средний уровень вербальной и физической агрессии.
3. Отверженные подростки имеют склонность к тем же видам агрессии, что и «звезды», но они имеют более высокие показатели и склонны к большему количеству типов агрессии. Отверженные подростки имеют значимо более высокую склонность к физической агрессии, чем изолированные.
4. Изолированные подростки имеют значимо более высокую склонность к эмоциональной агрессии, чем подростки с иным социометрическим статусом.
5. Среднестатусные подростки реже остальных склонны к различным типам агрессивного поведения, такие подростки редко набирали средний уровень склонности к какому-либо типу агрессии. Среднестатусные подростки имеют достоверно более низкую склонность к физической агрессии, чем «звезды» и «отверженные» и достоверно более низкую склонность к вербальной агрессии, чем «звёзды» (Зимина М. А., 2016; Семенюк Л.М., 1996).
Перспективой дальнейших исследований может стать изучение причин появления склонности к агрессии, а именно, влияние семей или успехов в учебе на развитие данного качества. Полезным исследованием может стать изучение влияния социальных сетей, а также онлайн игр, на взаимоотношения подростков, формирование асоциальных установок и развитие у них склонностей к агрессии. В последнее время особое внимание привлекают к себе различные «группы суицида», под влиянием которых дети и подростки совершают аутодеструктивные поступки, часто приводящие к смерти.
Список литературы
1. Дорошина И.Г. Изучение социометрического статуса подростков в учебной группе // Социосфера. 2010. № 2. С. 37–4. – URL:
http://psyjournals.ru/sociosphera/2010/n2/35334_full.shtml. (дата обращения: 02.05.2018).
2. Зимина М. А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1354-1357. — URL:
https://moluch.ru/archive/114/29551/ (дата обращения: 02.05.2018).
3. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб., 2003. С. 383-385.
4. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М. - Воронеж, 1996. – 93 с.
5. Сведения о состоянии преступности и результатах расследования преступлений – URL:
http://crimestat.ru/offenses_map. (дата обращения: 01.05.2018).