Форум Юридическая психология МГППУ

Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2020 => Судебная и клиническая психология в юридическом контексте => Тема начата: Гусева Е.Е. от Май 17, 2020, 06:49:34

Название: Клинические, социально-психологические и гендерные особенности детоубийств
Отправлено: Гусева Е.Е. от Май 17, 2020, 06:49:34
Клинические, социально-психологические и гендерные особенности детоубийств

Гусева Е.Е.
Московский государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Русаковская О.А.

Сравнивая детоубийства, совершённые отцами и матерями,  H. Friedman (2005) с соавторами получили данные, что у матерей мотивы детоубийств в большинстве случаев альтруистические или остро психотические, к тому же, 72% женщин испытывали значительное влияние стресса. Отцы, совершившие детоубийство, во многих случаях злоупотребляли психоактивными веществами, являлись неквалифицированными или низкоквалифицированными сотрудниками низкооплачиваемых профессий. Со случаями убийства ребёнка отцом были сопряжены случаи бытового насилия, попытки самоубийства. 64% отцов имели психические расстройства, 25% совершили насилие над детьми, которое привело к смерти, 4% совершили убийство по мотивам мести. 
Согласно финскому исследованию (Kauppi A., Kumpulainen K., Karkola K., Vanamo T., Merikanto J., 2010), большая часть детоубийств была совершена матерями (59%), меньшая – отцами (38%) и реже всего – отчимами (2%). Психиатрический диагноз имелся у 55% матерей и 74% отцов. Психотическое состояние выявили у 51% матерей и 20% отцов, расстройство личности, осложнённое алкоголизмом или депрессией, у 41% матерей и 67% отцов. Коэффициент интеллекта (IQ) ниже 80 выявлен у 3 матерей и 1 отца. Физическое насилие до совершения убийства отмечалось в 21% случаев со стороны матерей, в 17% со стороны отцов.
Л.С. Сатьянова и В.В. Русина, исследуя женщин, совершивших детоубийство, пришли к выводу о значительном влиянии на совершение общественно опасных действий психопатологических механизмов, расстройств с психотическими состояниями, органического расстройства личности, а так же аутоагрессии, нестабильности психосоматического состояния. (Сатьянова Л.С., 2011; Русина В.В., 2012).
Нами были проанализированы заключения судебно-психиатрических экспертиз в отношении 10 матерей и 10 отцов, совершивших детоубийство. Эмпирический анализ данных показал отсутствие принципиальных различий между группой отцов и матерей. Значимые различия были выявлены лишь по 2 шкалам: наличие супруга (в группе отцов на 50% больше испытуемых состояли в браке, по сравнению с группой матерей) и по шкале инфантильности (в группе отцов данный показатель равен 0, тогда как в группе матерей он составил 30%).
В обеих группах среди индивидуально-психологических особенностей чаще всего были обнаружены изменения эмоциональной сферы: эмоциональная неустойчивость, либо эмоциональное оскудение; а также ригидность, демонстративность, эгоцентризм, личностная незрелость, недостаточная развитость навыков конструктивного разрешения проблем в сфере межличностных отношений, сниженный фон настроения. Менее всего среди рассмотренных индивидуально-психологических особенностей выражены инфантильность и импульсивность.
Среди социальных факторов обратил на себя внимание тот факт, что практически никто из испытуемых ранее не состоял на учёте в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), подразделений по делам несовершеннолетних, в органах опеки и попечительства (0% в мужской выборке и 10% в женской), у психиатра (30% и 10% соответственно), у нарколога (10% и 0%).  Социально дезадаптированы были 30% отцов и 40% матерей.  Материальные трудности испытывали половина испытуемых – 50% отцов и 60% матерей. Больше половины испытуемых помимо детей, ставших жертвой преступления, имели других детей – 70% отцов и 60% матерей. Наличие помогающих родственников было отмечено у 50% отцов и 30% матерей.  Практически никто из испытуемых не воспитывался в детских домах или интернатах – 0% среди отцов и 10% (1 испытуемая) среди матерей. К уголовной либо административной ответственности ранее привлекались половина отцов – 50% и 30% матерей.  Наличие гармоничных, бесконфликтных отношений в семье отмечалось у 30% отцов и 50% матерей. 40% отцов и 50% матерей, то есть, практически половина испытуемых, в детстве пережили развод родителей.  Больше половины отцов (60%) имели работу, среди матерей работали 30%. Практически никто из испытуемых не сталкивался в детстве с жестоким обращением в семье – 0% отцов и 10% матерей.
В группе мужчин преобладают испытуемые, которые не могли полностью осознавать общественную опасность своих действий и руководить ими, они составляют 50% выборки. При этом, лишь 2 из выборки мужчин ранее состояли на учёте у психиатра, у всех остальных (8 человек) заболевание было диагностировано впервые в ходе судебно-психиатрической экспертизы, что указывает на недостаток профилактических мероприятий в социальных институтах.
В женской выборке преобладали женщины, которые могли полностью осознавать характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими (60%). Ранее на учёте у психиатра наблюдалась лишь 1 женщина, что так же указывает на недостаток профилактических мероприятий: у всех остальных женщин заболевание было диагностировано впервые.  Такие социальные факторы как социальная дезадаптация, наличие материальных трудностей, привлечение ранее к административной или уголовной ответственности преобладают в группе женщин, которые могли полностью осознавать характер и общественную опасность своих действий, а так же руководить ими.  На учёте в КДНиЗП ранее состояла лишь одна женщина.
Как правило, в группе подэкспертрных, которые могли полностью осознавать характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, ведущими оказываются социально-психологические факторы, тогда как в группе подэкспертных, которые не могут полностью осознавать характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими, преобладает влияние клинических факторов.
Из приведённых данных можно сделать вывод, что отсутствуют профилактические мероприятия, которые бы позволяли выявлять на ранних стадиях родителей с психическими заболеваниями, тем самым, вероятно, предотвращая совершение ими общественно опасных действий. В первую очередь с родителями контактируют сотрудники детских дошкольных учреждений, досуговых объединений, школ, медицинских учреждений, а именно: воспитатели, учителя, классные руководители, участковые педиатры и другие специалисты. Более внимательное отношение с их стороны, поддержание контакта с родителями воспитанников и пациентов могли бы помочь на более ранних стадиях выявить факторы риска в семье, предложить помощь, принять необходимые меры.
Литература
1.   Русина В.В. Клинико-социальные характеристики женщин с психическими расстройствами, совершивших агрессивные противоправные действия в отношении своих детей// Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2012. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychiatr.ru/files/magazines/2012_06_obozr_234.pdf
2.   Русаковская О.А., Сатьянова Л.С. Отцы, совершившие детоубийство // Судебная психиатрия: современные проблемы теории и практики /материалы научно-практической конференции с международным участием под ред. Е.В. Макушкина, Г.А. Фастовцова / Изд. НМИЦП им. Сербского, Москва. 2018 –  С. 136-138
3.   Сатьянова Л.С. Психические расстройства у женщин, совершивших агрессивные правонарушения в отношении своих несовершеннолетних детей (клинический и судебно-психиатрический аспекты) // Автореф. дис. … канд. мед.наук. М. 2011. С. 15
4.   Anne Kauppi, MD, Kirsti Kumpulainen, PhD, Kari Karkola, PhD, TuijaVanamo, MA, and JuhaniMerikanto, PhD - Maternal and Paternal Filicides: A Retrospective Review of Filicides in Finland - The Journal of the American Academy of Psychiatry and the Law- Volume 38, Number 2, 2010 с 229-237.
5.   Hatters Friedman S, McCue Horowitz S, Resnick PJ: Child murder by mothers: a critical analysis of the current state of knowledge and a research agenda. AmJPsychiatry 162:1578 – 87, 2005.
6.    McKee G.R., Shea S.J. Maternal filicide: A cross-national comparison\\ Journal of Clinical Psychology. – 1998. – Vol.54. – pp.679-687.
Название: Re: Клинические, социально-психологические и гендерные особенности детоубийств
Отправлено: Гладова С.А. от Май 18, 2020, 02:00:39
Екатерина, очень интересная работа! Могу ли я у Вас уточнить на основании каких психических расстройств обследуемые группы мужчин и группы женщин не могли полностью осознавать общественную опасность своих действий и руководить ими?
Название: Re: Клинические, социально-психологические и гендерные особенности детоубийств
Отправлено: Гусева Е.Е. от Май 18, 2020, 02:13:57
Спасибо!Параноидная шизофрения, непрерывный тип, Депрессивный эпизод тяжёлой степени с психотическими сипмтомами,Шизотипическое расстройство + Синдром алкогольной зависимости средней степени,Временное психическое расстройство в форме психотического, преимущественно бредового +расстройства вследствие употребления стимуляторов ,Истерическое расстройство личности, состояние декомпенсации,Шизофрения эпизодическая с нарастающим дефектом, Шизотипическое расстройство + депрессивный эпизод средней степени
Название: Re: Клинические, социально-психологические и гендерные особенности детоубийств
Отправлено: Гладова С.А. от Май 18, 2020, 02:25:06
Спасибо за Ваш ответ! Могу ли я уточнить? Вы пишите, что группе подэкспертных, которые не могут полностью осознавать характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими, преобладает влияние клинических факторов. Означает ли это, что ООД инициировалось в результате личностной переработки патологических проявлений болезни, либо было обусловлено психотическим состоянием?
Название: Re: Клинические, социально-психологические и гендерные особенности детоубийств
Отправлено: Гусева Е.Е. от Май 18, 2020, 02:51:18
В  большинстве случаев совершение ООД было обусловлено психотическим состоянием, но был случай, в котором ООД было обусловлено состоянием декомпенсации ( при расстройстве личности)