Форум Юридическая психология МГППУ

Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2016 => Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний => Тема начата: Яшмолкина П. от Май 24, 2016, 10:42:24

Название: Особенности проявления личностной беспомощности у осужденных с различным...
Отправлено: Яшмолкина П. от Май 24, 2016, 10:42:24
Особенности проявления личностной беспомощности у осужденных с различным социально-психологическим статусом, отбывающих наказание в исправительном учреждении
 
Яшмолкина П.С., студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – М.Г. Дебольский

В соответствии с уголовным законодательством основными целяминаказания являются: восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (УК РФ, ст. 43). Однакореализация данных целей весьма проблематична. По официальным статистическим данным ФСИН России в местах лишения свободы содержится более 50% осужденных совершивших преступления два и более раз(по состоянию на 1 апреля 2016 г. их количество составляло 333 772 человек).
Одной из причин, препятствующих исправлению осужденных и способствующих рецидиву, являются ихличностные свойства, затрудняющие процесс адаптациик жизни на свободе.  В соответствии с выдвинутой нами гипотезой интегральным свойством, затрудняющим адаптацию осужденных в исправительном учреждении и к жизни на свободе,является личностнаябеспомощность.
Теоретической основой исследования послужили работы зарубежных (М. Селигман, Х. Хекхаузен, Р. Комер, Л. Абрамсон и др.),  и отечественных авторов(И.А. Батурин, Д.А., Циринг, Т.О. Гордеева, Е.В. Забелина, Е.И. Рассказова и др.). Личностная беспомощность – это системное качество субъекта, обусловленное симптомокомплексом определенных личностных особенностей, возникающих в результате взаимодействия внутренних условий с внешними (системой семейных взаимоотношений, опытом неконтролируемых травмирующих событий), определяющее низкий уровень субъектности, т.е. низкую способность индивида преобразовывать действительность, управлять событиями собственной жизни, ставить цели и достигать их, преодолевая различного рода трудности.
Важной теоретической предпосылкой исследования также является деятельностный подход (А.Н. Леонтьев), так как личностная беспомощность как устойчивая характеристика личности ведет к нарушению планирования или выполнения деятельности в силу того, что индивид не в силах справиться с различного рода трудностями.Данные трудности ведут к уменьшению попыток активного вмешательства в рабочий процесс или ситуацию, что препятствует должному выполнению той или иной деятельности, а в контексте пенитенциарной системы способствует низкому социально-психологическому статусу осужденных,определенному давлению наних со стороны других категорий правонарушителей, а порой пренебрежительному отношению и сотрудников колонии.
При изучении личности и социальной среды осужденных,мы также основываемся на работах специалистов по пенитенциарной психологии (Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак, И.П. Башкатов, М.Г. Дебольский, В.М. Поздняков, Д.В. Сочивко, А.И. Ушатиков и др.).
Личностная беспомощность имеет взаимосвязанную четырехкомпонентную структуру: когнитивный, мотивационный, эмоциональный и волевой компоненты.Когнитивный компонент представляет собой пессимистический атрибутивный стиль и низкий уровень креативности и, как следствие, затруднения достойно выйти из критической и проблемной ситуации.Мотивационный компонент характеризуетсяневозможностью вмешаться в ситуацию для ее разрешения. Эмоциональный компонент личностной беспомощности представляет совокупность следующих характеристик: обособленность от группы, замкнутость, ранимость, неуверенностью в себе, ригидность, склонность к чувству вины, чрезмерная тревожность, депрессивность, фрустрированность, низкий уровень самоконтроля.Волевой компонент характеризуется нерешительностью, безынициативностью, неорганизованностью, недостаточной выдержкой и настойчивости.
Исследование проводилось на базе исправительной колонииобщего режима №6 УФСИН России по Московской области. Выборку составили 44 осужденных мужского пола в возрасте от 20 до 51 года.
При отборе осужденных для проведения исследования учитывался фактор неформальной групповой дифференциации заключенных м, а именно, выборку составили осужденные, имеющие в тюремной иерархии низкий социально-психологический статус (так называемые «пренебрегаемые», «обиженные», «отверженные») и средний социально-психологический статус («мужики»). При определениисоциально-психологического статуса осужденных использовались эксперты (психолог учреждения и начальник отряда).
Осужденные, имеющие в тюремной иерархии низкий социально-психологический статус, это лица, являющиеся объектами притеснения со стороны других осужденных, существенно ограниченные в возможностях реализации своих прав и законных интересов и как граждан и как осужденных.
Поведение осужденных со средним социально-психологическим статусом отличается непоследовательностью; принятые ими неофициальные нормы криминальной субкультуры носят двойственный характер: с одной стороны, они выполняют требования администрации, не нарушают режим отбывания наказания, добросовестно относятся к труду, стремятся к условно-досрочному освобождению, с другой – открыто не осуждают поведение нарушителей режима, уклоняются от прямой поддержки администрации и актива учреждения.
В соответствии с выдвинутой гипотезой в группе осужденных с низким социально-психологическим статусом в отличии от группы со средним социально-психологическим статусом преобладают лица с личностной беспомощностью.
Для проверки гипотезы были использованы следующие психологические методики: личностный опросник Мини-мульт (сокращенных вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI), индивидуально-типологический опросник (Л.Н. Собчик), опросник суицидального риска(модификация Т.Н. Разуваевой).
Гипотеза исследования нашла свое подтверждение: в структуре личности осужденных с низким социально-психологическим статусом в действительности была выявлена личностная беспомощность.
На основании анализа полученных результатов, был выделен ряд особенностей проявления личностной беспомощности у осужденных с низким социально-психологическим статусом. Такие осужденные характеризуются замкнутостью, малообщительностью, отчужденностью от окружающего мира, который воспринимают как опасный и неблагополучный. Им свойственна заниженная самооценка, неуверенность в себе и собственной компетенции, тревожность, боязливость. В ситуации стресса или фрустрации склонны реагировать по интрапунитивному типу – недовольством, гневом, направленным на самого себя, при этом склонны к импульсивным, необдуманным действиям.
Осужденные со средним социально-психологическим статусом, в структуре личности которых не была обнаружена беспомощность, характеризуются общительностью, стремлением к расширению круга знакомств. Относительно собственных суждений и моделей поведения ригидны, отмечается повышенное стремление к отстаиванию своих взглядов и принципов, критичность в отношении иных мнений. В ситуации фрустрации им характерны реакции по экстрапунитивному типу – тенденции, характеризующиеся внешней направленностью, вымещением негативных эмоций на других. Собственное мнение и правоту собственных действий склонны активно отстаивать, не пренебрегая агрессивными формами поведения.
Данная проблема требует дальнейшего изучения в сфере пенитенциарной психологии для более тщательного анализа особенностей проявления личностной беспомощности, определения мишеней воздействия с целью коррекции, уточнения уже существующих и возможности разработки новых методик и направлений работы с беспомощностью, а также для разработки методологического аппарата исследования.

Список использованной литературы:

1.   Дмитриев Ю.А. Пенитенциарная психология / Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 681 с.
2.   Статистические данные. Федеральная служба исполнения наказания. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/statistics/(дата обращения: 07.05. 2016).
3.   Циринг Д. А. Психология личностной беспомощности: исследование уровней субъектности. М.: Академия, 2010. 410 с.