Форум Юридическая психология МГППУ

Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2017 => Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний => Тема начата: Ломакина Ю.Ю. от Май 27, 2017, 09:57:37

Название: Психологические особенности правосознания курсантов...
Отправлено: Ломакина Ю.Ю. от Май 27, 2017, 09:57:37
Психологические особенности правосознания курсантов образовательных организаций ФСИН России в период первичной профессионализации

Ломакина Ю.Ю. 3 курс
Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
Академия права и управления (Академия ФСИН России) (г. Рязань)
Научный руководитель кандидат психологических наук, доцент Гаврина Е.Е.

Правосознание оказывает особое влияние на совершенствование и развитие правовой системы общества и является неотъемлемой частью при создании норм права.
Качество правовых норм, а так же соответствие потребностям социального развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.
Согласно концепции совершенствования УИС до 2020 года, одним из основных профессионально-значимых качеств сотрудников является наличие высокого уровня правосознания.
Именно это показывает актуальность проведения исследования по изучению особенностей правосознания у курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Объект исследования – правосознание курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Предмет исследования – психологические особенности правосознания курсантов образовательных организаций ФСИН России.
Исследование психологических особенностей правосознания курсантов образовательных организаций ФСИН России проведено на базе Академии ФСИН России в 2016 году. В исследовании приняли участие 60 курсантов психологического факультета, из них 30 курсантов 1-го курса (15 юношей и 15 девушек) и 30 курсантов 4-го курса (тоже 15 юношей и 15 девушек).
Интерпретируя полученные в ходе исследования данные по методике «Структура индивидуального правосознания» Д. В. Сочивко и Т. А. Симаковой, следует отметить, что показатели по такой шкале, как «правовой нигилизм», у курсантов как 1-го, так и 4-го курса находятся на высоком уровне. Данный факт позволяет предположить, что у курсантов образовательных организаций ФСИН России отсутствует нигилистическая правовая установка, то есть среди них нет людей, склонных отрицать значимость правовых норм при принятии решений в различных ситуациях.
Анализ результатов по шкале «Правовая безответственность» показал готовность курсантов 1-го и 4-го курсов отвечать за свои поступки и поступки ближайшего окружения. Скорее всего, это связано со спецификой обучения в образовательных организациях ФСИН России, требующей наличия чувства коллективизма у обучающихся.
Результаты исследования показали наличие высокого уровня правовой культуры у курсантов психологического факультета Академии ФСИН России. Это говорит о том, что они не только знают правовые нормы, но и стремятся к их правильному употреблению в своей служебной и учебной деятельности, расширению своего правового кругозора. Высокий показатель по данной шкале свидетельствует также о зрелости личности, твердых установках и убеждениях. Кроме того, было установлено, что у курсантов образовательных организаций ФСИН России не выражено стремление к правовому авантюризму. Данный факт показывает, что они предпочитают не играть с законом, всегда стремятся быть законопослушными гражданами своей Родины.
В целом результаты проведенного эмпирического исследования по данной методике показывают, что правосознание курсантов образовательных организаций ФСИН России находится на высоком уровне. Такие компоненты правосознания, как правовой нигилизм, правовая безответственность, правовой авантюризм, имеют низкие показатели, а правовая культура – высокие. Следовательно, можно утверждать, что большинство курсантов стремятся всегда выполнять и соблюдать требования законодательства Российской Федерации.
Анализ полученных результатов по методике СЖО Д. А. Леонтьева показал, что между курсантами младшего и старшего курса не наблюдается значимых различий в области проявления смысложизненных ориентаций.
Обобщая полученные результаты, можно сделать вывод: все курсанты в основном являются целеустремленными, имеющими планы на будущее, которые подкреплены личной ответственностью за их реализацию. Кроме того, они воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Следует отметить, что курсанты 4-го курса чуть ниже демонстрируют показатели по шкале «Результат жизни», что может быть связано с наличием некоторой неопределенности относительно будущего трудоустройства по специальности после окончания обучения в Академии ФСИН России. У курсантов 1-го курса, напротив, ближайшее будущее расписано в соответствии с условиями обучения в Академии ФСИН России.
Представляется интересным тот факт, что курсанты оценивают себя как сильную личность, которая обладает свободой выбора и способна построить свою жизнь в соответствии со своими целями и задачами, представлениями о ее смысле. В то же время мы установили, что курсанты-девушки 4-го курса и курсанты-юноши 1-го курса демонстрируют более низкие показатели по сравнению с другими обследуемыми по шкале «Цель жизни». Предположений о причинах этого явления может быть много, это и проживание курсантов-юношей на казарменном режиме в расположении академии, и ограничения в общении с близкими. Вполне возможно, что в случае с курсантами-девушками 4-го курса меняются цели их жизни, в планах на будущее появляются не только потребности в обучении, успешном трудоустройстве, но и в создании семьи.
Анализ результатов по шкале «Локус контроля – жизнь» показывает, что в основном курсанты и 1-го, и 4-го курсов убеждены в том, что сами контролируют свою жизнь, свободно принимают решения и воплощают их в действительность.
Следует отметить, что в целом существенных различий по уровню правосознания среди курсантов 1-го и 4-го курсов не наблюдается.
Результаты проведенного исследования позволяют нам утверждать, что для курсантов образовательных организаций ФСИН России не характерно наличие стремления к правовому авантюризму, правовой безответственности, правовому нигилизму. Это говорит о том, что они стремятся быть законопослушными гражданами, уважают и соблюдают правовые нормы, предпочитают не играть с законом.   
Психологам образовательных организаций ФСИН России необходимо помнить, что в случаях появления нарушений в области проявления правового нигилизма, правового авантюризма и правовой безопасности наступает деформация правосознания курсантов образовательных организаций ФСИН России, а, следовательно, необходимо проводить психолого-педагогические мероприятия с курсантами, направленные на предупреждение возникновения подобных нарушений.