Форум Юридическая психология МГППУ

Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2017 => Судебная и клиническая психология в юридическом контексте => Тема начата: Журавлева Е.В. от Май 27, 2017, 10:47:46

Название: Исследование особенностей родительской позиции у матерей, больных шизофренией...
Отправлено: Журавлева Е.В. от Май 27, 2017, 10:47:46
Исследование особенностей родительской позиции у матерей, больных шизофренией и находящихся в стационаре

Журавлева Е.В.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель Русаковская О.А.

В настоящее время отечественные исследования по проблеме материнства у женщин, страдающих шизофренией, единичны. Зарубежные исследования практически неизвестны широкому кругу специалистов. Существует большое количество психологических исследований, в которых доказывается важная роль родительского, прежде всего материнского отношения, в личностном, когнитивном и социальном развитии ребенка (Варга А.Я., Овчарова Р.В., Смирнова Е.О., Броди С., Бодалев А.А.).
Важным компонентом родительского отношения являются родительские позиции или установки – сложный социально‑психологический феномен, включающий когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, обуславливающие специфику воспитательной практики ребенка.  Они являются основой реального поведения родителей и, в отличие от родительского отношения, не претерпевают существенных изменений по мере взросления ребенка (Варга А.Я., Смехов В.А., Столин В.В., Бодалев А.А., Спиваковская А.С.). Родительские установки обладают качествами адекватности, динамичности и прогностичности. Нарушение или искажение семейных взаимодействий сказываются на адекватности родительской позиции, порождая зону риска для психического развития ребенка (Карабанова, О.А, 2005).
Наша работа является логическим продолжением изучения отношения к детям у матерей, страдающих шизофренией. Объектом исследования являлись детско-родительские отношения в семьях, где мать страдает шизофренией. Было обследовано 20 женщин (имеющих детей) с шизофренией и находящихся в стационаре на базе Государственного бюджетного учреждения здравоохранения, департамента здравоохранения города Москвы "Психиатрическая клиническая больница №4 им. П.Б. Ганнушкина». Предмет исследования - отношение матерей, страдающих шизофренией, к ребенку, как качественная характеристика.  Мы предположили, что у матерей, страдающих шизофренией и находящихся на лечении в стационаре, отношение к ребенку, выявляемое при помощи экспериментально-психологического исследования, будет отражать социально-желательные установки, и во многом будет обусловлено угрозой ограничения родительских прав.
Диагностический комплекс, включал в себя методики: анамнестический опросник; методика «Родительское сочинение» О.А. Карабановой на свободную тему; модификация методики «Родительское сочинение» в форме незаконченных предложений, разработанная А.А. Шведовской; методика «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда. Для получения дополнительных сведений об испытуемых были применены методы беседы, наблюдения и анализа медицинской документации.
Статистическая обработка проводилась с расчетом средних значений переменных, использованием частотного и корреляционного анализа (коэффициент корреляции Спирмена) в программе Statistica 6.0.
При анализе родительских сочинений было выделено 3 типа отношения матери к своему ребенку: позитивный «П», нейтральный «Н-Й», амбивалентный «А», негативный «Нег».
Позитивное отношение - доминирование в сочинении,  синтаксических конструкций, характеризующих позитивное, доброжелательное отношение в адрес своего ребенка; перечисление качественных прилагательных с яркой положительной окраской при описании ребенка; присутствие адекватных пожеланий в адрес будущей жизни ребенка; выбор качественных прилагательных сильной и средней степени выраженности, обозначающих положительное качество ребенка;  использование определительных местоимений в отношении ребенка.
Негативное отношение – доминирование в сочинении синтаксических конструкций, характеризующих негативное, недоброжелательное отношение в адрес своего ребенка; качественных прилагательных с яркой негативной окраской при описании ребенка; присутствие неадекватных пожеланий в адрес будущей жизни ребенка; выбор качественных прилагательных сильной и средней степени выраженности, обозначающих отрицательное качество ребенка; отсутствие использования определительных местоимений в отношении ребенка.
Нейтральное отношение - описание жизненного события или произошедшей ситуации, в которой присутствовали мать и ребенок. Отсутствие оборотов и речевых конструкций, напрямую указывающих на отношение матери к ребенку, и качественных прилагательных, отражающих восприятие матерью своего ребенка; выбор качественных прилагательных нулевой и слабой степени выраженности, обозначающих качества ребенка.
Амбивалентное отношение – в сочинении присутствуют противоречия в описании своего отношения к ребенку, его поведению и развитию, к факту его рождения; описание сложных взаимоотношений между родителями и детьми. Но при этом в сочинениях присутствует позитивное принятие своего ребёнка, переживания о развитии взаимоотношениях; выбор качественных прилагательных сильной и средней степени выраженности, обозначающих как положительное, так и отрицательное качества ребенка.
По результатам феноменологического анализа было выявлено, что позитивное отношение по трем методикам продемонстрировали 9 (45%) матерей, по двум методикам - 8 (40%) матерей, по одной - 1 (5%) мать. Нейтральное и амбивалентное отношение по всем методикам продемонстрировали 2 (10%) матери. Далее было выявлено, что 12 матерей (60%) имело диагноз шизофрении до рождения ребенка, остальные матери заболели шизофренией после рождения ребенка.
При анализе результатов по методике «Семантический дифференциал» по трем факторам «оценка (О)-сила (С)-активность (А)» были получены следующие результаты:
1. принимают своего ребенка, признают у него социально одобряемые качества, проявляют адекватное критическое отношение к нему, воспринимают его с позитивной стороны (О);
2. воспринимают своих детей недостаточно самостоятельными и способными настаивать на своем, не способными в достаточно мере контролировать себя (С);
3. воспринимают своего ребенка не слишком общительным, активным, энергичным, эмоционально откликающимся на ситуацию (А).
Таким образом, в результате исследования было выявлено:
1) С возрастом оценка родителями качеств и способностей ребенка становится более дифференцированной, что влияет на отношение к ребенку, на способ их общения с ним, на характер приемов воздействия и т.д.
2) Отношение женщин, больных шизофренией, к своим детям не зависит от возраста начала заболевания и возраста первых родов;
3) Проведенное исследование показало доминирование у испытуемых позитивного отношения к своему ребенку (15 матерей), нейтральное отношение продемонстрировали 3 испытуемые, а амбивалентное 2 испытуемые. Испытуемые, оценивающие своих детей по типу нейтрального и амбивалентного отношения, отличаются наиболее тяжелым дефектом психики, в отличие от других испытуемых.
4) При субъективной оценке качественных характеристик ребенка матери старались демонстрировать позитивное отношение к ребенку. Однако многие комментарии со стороны испытуемых и вопросы об их отношениях с ребенком, вызывали тревогу в отношении их родительских прав.

Список литературы
1. Бодалев, А.А. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / А.А. Бодалев. – Москва : Педагогика,1989. – 208 с.
2. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения : дис. канд. психол. наук : / А.Я. Варга. – М., 1986. – 206 с.
3. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : Учебное пособие / О.А. Карабанова. – Москва : Гардарики, 2005. – 320 с.
4. Овчарова, Р.В. Психология родительства : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Р.В. Овчарова. – М. : Изд. центр «Академия». – 2005. – 368 с.
5. Семья в психологической консультации : опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М. : Педагогика, 1989. – 208 с. 
6. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов : комплексная психологическая коррекция / А.С. Спиваковская. – Москва : Издательcтво Московского университета, 1988. – 200 с.