Форум Юридическая психология МГППУ

Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2018 => Пенитенциарная психология и практика исполнения уголовных наказаний => Тема начата: Сундукова В.В. от Май 20, 2018, 08:22:53

Название: Краткосрочная коррекция пограничных психических состояний осужденных...
Отправлено: Сундукова В.В. от Май 20, 2018, 08:22:53
Краткосрочная коррекция пограничных психических состояний осужденных на начальном этапе отбывания наказания как механизм
оптимизации их социальной адаптации
Сундукова В.В.
Академия ФСИН России (г. Рязань)
Научный руководитель: заместитель начальника кафедры  общей
психологии кандидат психологических наук, доцент Ганишина И.С.

Исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы России принадлежат к категории учреждений, которые способствуют социальной дезадаптации содержащихся в них лиц. В процессе отбывания наказания осужденными самым тяжелым периодом является начальный этап. Он характеризуется повышенной стрессогенностью, высоким уровнем напряженности, психологической дезадаптацией. В совокупности эти факторы негативно влияют на психологическое здоровье осужденных, провоцируя у них многочисленные психические нарушения и конфликтные эмоциональные состояния. Именно поэтому очень важно быстро оказать осужденным своевременную психологическую помощь, что и  обуславливает необходимость разработки адекватного психологического инструментария краткосрочной психологической коррекции.
Пограничные психические состояния личности – это группа нарушений, граничащих с состоянием здоровья и отделяющих его от собственно патологических психических проявлений (Карвасарский Б.Д., 2004). Пограничные состояния вызываются нарушениями как соматической, так и психической сфер. Прогредиентность течения пограничных психических состояний способствует появлению невротической или психотической симптоматики с нарастающим слабоумием и личностными изменениями, свойственными эндогенным психическим заболеваниям (шизофрения, эпилепсия и др.). Пограничные психические состояния могут возникать остро или развиваться постепенно, ограничиваться кратковременной реакцией, относительно продолжительным состоянием или принимать хроническое течение.
Именно в этой связи нами была предпринята попытка создания и апробировании технологии краткосрочной коррекции пограничных психических состояний осужденных на начальном этапе отбывания наказания. С испытуемыми, принимавшими участие в эксперименте, проводилась психокоррекционная работа с применением методов Краткосрочного ассоциативного эксперимента (КАЭ) и Медитативного рисуночного теста (МРТ).
На базе исправительных учреждений УФСИН России по Ульяновской области в 2017 году с каждым осужденным, находящимся на начальном этапе отбывания наказаний, проводилось по 5 сеансов краткосрочной коррекции.  Всего в краткосрочной коррекции приняло участие 30 осужденных (15 человек входили в состав контрольной, 15 человек – в состав экспериментальной групп). Для мониторинга эффективности психокоррекционного воздействия использовался восьмицветовой тест Люшера до, во время и после каждого сеанса. Данная методика была предназначена для оценки актуального психического состояния осужденного. После каждого сеанса проводилась индивидуальная беседа с каждым осужденным.
При проведении КАЭ в экспериментальной группы было  выделено 4 общие проблемы:
1) недовольство новой  обстановкой;
2) неконтролируемые негативные эмоциональные проявления;
3) беспокойство за родных и близких;
4) неприятие себя самого в статусе «осужденного».
В рамках психокоррекции проводился метод МРТ. На каждом сеансе испытуемые рисовали  четыре рисунка по следующим темам: «Я и они», «Я и мое тело», «Я и моя душа», «Свободный рисунок». Процесс рисования, с одной стороны, обеспечил визуализацию и осознание этого переживания, то есть информационную очистку подсознания, с другой, способствовал устранению выраженности негативного воспоминания и гармонизации психических состояний личности. На первых двух сеансах преобладающими цветами в рисунках осужденных были черный и синий. Сочетание данных цветов характеризовало такое психическое состояние как «отказ от всего», а также свидетельствовало об эмоциональной неустойчивости и одновременном переживании полярных эмоций. В третьем и четвертом сеансах данные цвета использовались в качестве заполнения отдельных элементов рисунка, что говорило о положительном воздействии психокоррекционных мероприятий на психическое состояние личности осужденных. На заключительном сеансе в рисунках осужденных наблюдалось преобладание таких цветов как зеленый и синий, что свидетельствовало о повышении эмоционального контроля и восприимчивости испытуемым окружающей обстановки.
Анализируя результаты эксперимента  до и после психокоррекционного воздействия следует отметить, что после примененной краткосрочной коррекции пограничные психические состояния осужденных на начальном этапе отбывания наказания переходили из пограничных в нормальные.
Нами установлено, что краткосрочная коррекция:
- способствует стабилизации психических состояний личности осужденных, переводу из пограничных состояний в нормальные;
- приводит к гармонизации типов психологических защит, изменению механизмов психологических защит;
- способствует повышению социальной адаптации осужденных на начальном этапе отбывания наказания.
Таким образом, под влиянием краткосрочной коррекции с применением методов Краткосрочного ассоциативного эксперимента и Медитативного рисуночного теста у испытуемых снижается внутренняя напряженность, неустойчивость эмоций, импульсивность, конфликтность, агрессивность, тревожность, а также происходит гармонизация типов психологических защит.

Литература
1. Карвасарский, Б.Д.. Клиническая психология / Б.Д, Карвасарский // Учебник. – М., 2004.
Название: Re: Краткосрочная коррекция пограничных психических состояний осужденных...
Отправлено: Гриненко У. от Май 22, 2018, 05:07:40
Здравствуйте!

Сеансы краткосрочной коррекции позволили Вам выделить 4 общие проблемы, одна из которых звучит следующим образом: "неприятие себя самого в статусе «осужденного»".
1. Как Вы считаете, может ли неприятие способствовать развитию у личности процесса самостигматизации без соответствующей психопрофилактической работы?
2. Могут ли применяемые Вами методы оказывать предупреждающее влияние на развитие самостигматизации?

Спасибо!