Форум Юридическая психология МГППУ

Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2018 => Проблемы подготовки специалистов по юридической психологии => Тема начата: Бровман Г.В. от Май 20, 2018, 09:10:50

Название: Аспекты социального влияния на представления о системе ювенальной юстиции...
Отправлено: Бровман Г.В. от Май 20, 2018, 09:10:50
Аспекты социального влияния на представления о системе ювенальной юстиции в студенческой среде
Бровман Г.В.
ФГБОУ ВО МГППУ (Москва, Россия)
Бовина И.Б.

Поведение большинства традиционно считается мощным фактором, оказывающим влияние на поведение индивидов. Вместе с тем, изучение этого вопроса в теоретическом и практическом планах изолированно. Влияние меньшинства зачастую весьма парадоксально и нелогично и показывает сложность, противоречивость групповой жизнедеятельности. Знание закономерностей действия этого феномена позволяет прогнозировать развитие групповых процессов.
Большинству свойственна тенденция оказывать более заметное аффективное влияние, однако, по мнению некоторых исследователей (Дж. Тернер. Г.Мюни), большинство может оказать и аффективное, и когнитивное влияние (Mugny G, 1975).  Хотя в большинстве случаев когнитивное влияние меньшинства более очевидно, чем его прямое аффективное влияние, существуют случаи, когда меньшинство способно оказать аффективное влияние, равное по силе аффективному влиянию большинства (Aebisher V, Hewstone M, Henderson M., 1984).  Процессы влияния большинства и меньшинства отличаются главным образом формой выражения.
Одной из социальных проблем, являющейся отчасти следствием процессов социального влияния в современных развитых странах, в том числе и в России, является система ювенальной юстиции (далее - СЮЮ) и отношение к ней со стороны общества (Отношение российского общества к ювенальной юстиции, 19.07.2016, [Электронный ресурс]: Электронная газета «ВЕК»).
В предложенном исследовании  были проведены эксперименты с двумя группами из 20 студентов, мужчин и женщин 18-35 лет, имеющих детей.  Первой экспериментальной группе испытуемых предлагалось письменное сообщение с описанием мнения актуального большинства в России относительно СЮЮ. Второй экспериментальной группе предлагалось аналогичное сообщение, только мнение большинства относительно СЮЮ в нем не совпадало с реальным положением дел. Постэкспериментальный опросник состоял из двух частей: с помощью первой части выявлялось аффективное влияние экспериментального сообщения на респондентов (семантический дифференциал Ч.Осгуда) (Глухов В.П.,2005), а с помощью второй части выявлялось когнитивное влияние экспериментального сообщения на респондентов.
Если говорить об аффективном аспекте влияния, то под влиянием мнения большинства респонденты склонны относиться к СЮЮ скорее отрицательно, в то время как меньшинство склоняет респондентов нейтрально относиться к СЮЮ. Что касается когнитивных представлений респондентов о СЮЮ в целом и ее наличию и исполнению в России, то под влиянием большинства представление респондентов о СЮЮ оказалось скорее отрицательным, в то время как под влиянием меньшинства – стало нейтральным. Также было выявлено, что когнитивный аспект влияния большинства в студенческой среде на мнение о СЮЮ присутствует и сопоставим (0,37 и  0,28), с когнитивным аспектом влияния меньшинства.
Полученные в ходе эксперимента значения аффективных аспектов влияния большинства характеризовались значением 0,77, в то время как значение когнитивного аспекта влияния большинства составило 0,37, что показывает, с одной стороны присутствие когнитивного аспекта влияния большинства в студенческой среде, а с другой – преобладание аффективного компонента во влиянии большинства в студенческой среде.
Выявленные в настоящей работе показатели аффективного влияния меньшинства 0,025 и когнитивного влияния меньшинства 0,28 показывают в одной стороны присутствие аффективного компонента во влиянии меньшинства, а с другой – разницу во вкладе когнитивного и аффективного аспектов приблизительно на порядок.
Данная работа открывают перспективу углубленным исследованиям социального влияния на представления о СЮЮ в студенческой среде с использованием контрольных групп, более широкого спектра методов и методик и более репрезентативных выборок, включающих людей, более тесно контактировавших с СЮЮ. Остаются открытыми вопросы, связанные с публичным, отложенным и внутригрупповым социальным влиянием в студенческой среде.

Литература:
1. Викторов, В. Отношение российского общества к ювенальной юстиции [Электронный ресурс] // Электронная газета «ВЕК». – URL: https://wek.ru/otnoshenie-rossijskogo-obshhestva-k-yuvenalnoj-yusticii (дата обращения 03.04.2018).
2. Глухов, В.П. Основы психолингвистики : учебное пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. – Москва :  ACT: Астрель, 2005. – 351 c.
3. Aebisher, V. Minority influence and musical preference: Innovation by conversion not coercion / V. Aebisher, M. Hewstone, M. Henderson // European Journal of Social Psychology. –  Jan. –   1984.
4. Mugny, G. Negotiations, image of the other and the process of minority influence  //  European Journal of Social Psychology. –  April  –  1975.