Форум Юридическая психология МГППУ

Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2018 => Психология девиантного и криминального поведения => Тема начата: Забуга Е.Д. от Май 20, 2018, 10:16:28

Название: Взаимосвязь гендерной идентичности и вербальной креативности...
Отправлено: Забуга Е.Д. от Май 20, 2018, 10:16:28
Взаимосвязь гендерной идентичности и вербальной креативности у лиц, занимающихся текстовой ролевой игрой
Забуга Е.Д.
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель - Богданович Н.В.

Современный мир, поражающий своим разнообразием технологий, еще во многом остается неизведанным. Эти неизученные феномены, находящиеся в интернет-пространстве, представляют интерес не только для IT-специалистов, но и для психологов. Можно ли точно утверждать, что это новое пространство является безопасным или есть что-то такое, от чего следовало бы оградить не только детей, но и взрослых? Анонимность интернет-пространства помогает избежать наказания в виде социального порицания или в некоторых ситуациях даже уголовного преследования, именно поэтому наше внимание привлекли полностью анонимные сайты, помогающие скрыть свою реальную личность за виртуальной маской. На данных сайтах мы обнаружили феномен ТРПГ (TRPG) – текстовая ролевая игра (Text Role Playing Game). Эти игры представляют собой явление, подобные литературной ролевой игре, где участники самостоятельно пишут собственные варианты развития событий в рамках заданного сюжета. Участником за основу берется какой-либо мир (реальность, либо порождение фантазии), выбирается персонаж, и уже на платформе анонимных сайтов публикуется заявка с описанным сюжетом для нахождения  себе со-игрока или со-игроков. Это интересно, если рассматривать подобное как развитие творческих способностей, но что если это является девиацией? Существует такое направление ТРПГ, где участниками, которые в реальности являются девушками, отыгрываются мужские персонажи, в том числе вступающие в романтические отношения с другими мужскими персонажами. Мы нашли интересным выяснить причины подобного поведения.
В данном исследовании мы решили разобрать вопросы, которые на данный момент кажутся нам наиболее главными - существует ли взаимосвязь между гендерной идентичностью и вербальной креативностью; что приводит к занятию ТРПГ и почему индивиды продолжают этим заниматься? Следовательно, основной целью нашего исследования стало изучить особенности и взаимосвязь гендерной идентичности и вербальной креативности у лиц, принимающих участие в ТРПГ. Выборка нашего исследования была собрана с анонимных сайтов «Flymer» и «Notemail», специализирующихся на ТРПГ, возраст респондентов от 15 до 35 лет. Именно возраст заставляет нас задать еще один риторический вопрос – а является ли это здоровой тенденцией, что на одной платформе могут взаимодействовать подростки и взрослые люди, учитывая, что часто ТРПГ приводят к описанию сюжетов порнографического характера? Чтобы охватить такой большой объем вопросов мы разработали персональную анкету, которая позволяет выявить возможные мотивы увлечения текстовыми ролевыми играми и так же узнать почему индивиды продолжают этим заниматься; использовали тест вербальной креативности (RAT) С. Медника  (адаптация А.Н. Воронина, взрослый вариант) и  полоролевой опросник С. Бэм.
В результате нашего исследования было выделено множество интересных тенденций. Большинство участников (36%) исследования начали заниматься ТПРГ из-за увлечения массовой культурой, многие из респондентов сообщали, что они искали информацию о любимом сериале, книге (и др. представителям массовой культуры), и в итоге наткнулись на форумы и непосредственных представителей культуры текстовых ролевых игр. Также достаточное число респондентов (30%) начали заниматься ТПРГ из-за приглашения друзей, которые и познакомили их с этой культурой и ее механизмами взаимодействия. 16% респондентов перешли от чтения фанфиков  (любительское сочинение по мотивам оригинальных произведений литературы или кино) к играм. Особенно наше внимание привлекает 14% исследуемых, которые начали заниматься ТПРГ для того, чтобы избежать реальность. Это свидетельствует о том, что в жизни этих респондентов существуют проблемы, которые они либо не хотят решать, либо не могут, и ТПРГ служит для них безопасным местом. Оставшиеся 4% начали заниматься текстовыми играми в период ожидания того, когда начнутся ролевые игры живого действия (непосредственно в реальности). участников исследования (32,43%) продолжают заниматься ТРПГ, чтобы развивать свой писательский навык, по нашему мнению это положительный мотив индивида. 31,08% респондентов благодаря текстовым ролевым играм снимают эмоциональное напряжение, это так же принимаем за положительный мотив, так как считаем, что это достаточно конструктивный вариант эмоциональной разгрузки.  24,32% исследуемых полагают, что ТРПГ помогает им разыгрывать возможные варианты развития событий и примерять на себя различные роли, а значит вырабатывать стратегии поведения даже в самой неожиданной ситуации и развитие рефлексии, позволяющей взглянуть на ситуацию с различных точек зрения. И последний мотив, единственный, который мы можем назвать негативным, это уход в мир иллюзий, который поддерживают 12,16% респондентов. К сожалению, наше исследование не предназначено для выявления причин подобного феномена, но это возможно побудит последующих исследователей заняться изучением этой проблемы.
Что касается показателей гендерной идентичности, то большинство респондентов (84%) обладают андрогинным типом личности. Феминный тип личности – 10%, и 6% респондентов обладают маскулинным типом личности. Обращаясь к результатам, полученным по тесту вербальной креативности (RAT) С. Медника, стоит уточнить, что для качественной оценки креативности для нас большее значение имеет индекс уникальности, который подсчитывается по количеству уникальных ответов, показывающих то, насколько что-то новое может создать человек. В итоге, 88% респондентов показывают высокий уровень креативности, у 4% средний уровень креативности, и 8% обнаружен низкий уровень креативности. Для корреляционного анализа мы использовали программу IBM SPSS Statistics 23, непосредственно коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Корреляции между показателями психологического пола и индексами креативности статистически обнаружено не было, однако при качественной оценке результатов мы обнаружили, что именно у андрогинного типа личности выявлены высокие показатели вербальной креативности (60% респондентов).
В итоге мы можем обобщить полученные результаты:
1.   Мы выделили ряд причин, которые привели респондентов к занятию текстовыми ролевыми играми:
1.1.   Увлечение массовой культурой;
1.2.   Приглашение друзей;
1.3.   Переход от чтения фанфиков к ТРПГ;
1.4.   Избегание реальности;
1.5.   Период ожидания начала сезона ролевых игр живого действия.
2.   Также мы выделили ряд мотивов, побуждающих и дальше заниматься текстовыми ролевыми играми:
2.1.   Развитие в писательском деле;
2.2.   Эмоциональная разгрузка;
2.3.   Вырабатывание стратегий поведения;
2.4.   Уход в мир иллюзий.
3.   Корреляции между показателями психологического пола и индексами креативности статистически обнаружено не было, но у лиц с преобладающим андрогинным типом личности выявлены высокие показатели вербальной креативности.
Проведенное исследование не исчерпывает всей глубины проблемы гендерной идентичности и занятием ТРПГ, но информация, которую мы получили, может уже применяться при проведении дальнейших научных исследований интернет-пространства, новых психологических феноменов, зарождающихся в нем (в том числе юридических, таких вопросов как: безопасна ли среда в Интернет-сети и какие личности находятся в этой среде, какое влияние они могут оказать) и так же при исследовании особенностей современного писательского таланта. 

Список литературы
1. Иванова, Ю.М. Стратегии взаимного влияния в жанре текстовой РПГ / Ю. М. Иванова // Меняющаяся коммуникация в меняющемся мире – 2. В 2 т. – Волгоград: Перемена – 2008. – С. 212 – 215.
2. Шейгал, Е.И. Игровой дискурс: игра как коммуникативное событие / Е.И. Шейгал, Ю.М. Иванова // Изв. РАН. Сер. Лит. и яз. – 2008. - № 1. – С. 3-20.