Форум Юридическая психология МГППУ

Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2018 => Юридическая психология детей и подростков => Тема начата: Медведева М.И. от Май 21, 2018, 02:37:07

Название: Личностные особенности младших школьников, способствующие...
Отправлено: Медведева М.И. от Май 21, 2018, 02:37:07
Личностные особенности младших школьников, способствующие их успешному обучению в школе
Медведева М. И.,
ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия
Научный руководитель: Чупракова Н. Н.
старший преподаватель кафедры юридической психологии
факультета юридической психологии,
ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия.
Возрастной диапазон младшего школьного возраста от 6 до 11 лет. Этот возраст является важным для развития как психической, так и социальной стороны ребенка. Когда ребенок достигает младшего школьного возраста, в первую очередь меняется его социальный статус, а именно он становится школьником, тем самым система жизненных отношений ребенка кардинально меняется (Божович Л. И., 1968).
Успешность младшего школьника – это качество личности, которое показывает уровень освоения общепринятых общественных норм, ценностей и обычаев. Успешность в младшем школьном возрасте это интегративная, общественно признанная социально- педагогическая характеристика личности ребенка (Абульханова-Славская К. А., 1990; Дубровина, И.В., 2002).
Целью нашего нынешнего экспериментального исследования было выявить взаимосвязь личностных особенностей младших школьников, способствующих их успешному обучению.
В исследовании принимали участие 32 учащихся 3 «А» класса ГБОУ СОШ №51. Г. Москвы. Из них 15 девочек и 17 мальчиков. Возраст испытуемых от 9 до 11 лет.
Исходя из сведений успеваемости, дети были поделены условно на три группы: дети с высоким уровнем успеваемости, с оценками «5»; дети со средним уровнем успеваемости, с оценками «4»; дети с низким уровнем успеваемости, с оценками «3».
Таким образом, количество детей   с высоким уровнем успеваемости составило – 4 человека (13%), со средним уровнем успеваемости – 21 человек (65%), с низким уровнем успеваемости – 7 человек (22%).
В ходе исследования были использованы следующие методики: Тест школьной тревожности Филлипса; Опросник школьной мотивации Н.Г. Лускановой; Тест на определение эмоционального уровня самооценки А. В. Захаровой.
Результаты по тесту школьной тревожности Филлипса свидетельствуют о том, что нормальный уровень тревожности характерен для 11 детей (34%). Повышенный уровень тревожности характерен для 15 детей (50%). Высокий уровень тревожности преобладает у 6 детей (16%).
У группы детей с высокой успеваемостью преобладает повышенный уровень тревожности, для группы детей со средней успеваемостью характерен так же повышенный уровень тревожности и у группы детей с низкой успеваемостью преобладает нормальный уровень тревожности.
Результаты по Опроснику школьной мотивации показывают, что 1 уровень мотивации характерен для 7 детей (22%), 2 уровень присущ 13 детям (41%), 3 уровень свойственен для 5 детей (16%), 4 уровень мотивации характерен для 5 детей (16%) и 5 уровень присущ для 2 детей (5%). У младших школьников преобладает 2 уровень мотивации.
Результаты по Тесту на определение эмоционального уровня самооценки А. В. Захаровой указывают на то, что заниженная самооценка у 11 человек (34%), адекватный уровень самооценки у 15 человек (47%) и уровень неадекватно завышенной самооценки у 6 человек (19%).
У детей с высокой и средней успеваемостью преобладает повышенный уровень тревожности, уровень мотивации к обучению выше среднего и адекватный уровень самооценки.
У детей с низкой успеваемостью преобладает нормальный уровень тревожности, уровень мотивации к обучению ниже среднего и заниженный уровень самооценки.
Результаты исследования показали, что у детей с высоким и средним уровнем успеваемости преобладает повышенный уровень тревожности, а у детей с плохой успеваемостью нормальный уровень тревожности, а также для детей младшего школьного возраста характерен страх проверки знаний. У детей с высоким и средним уровнем успеваемости преобладает 2 уровень мотивации к обучению, а у детей с низкой успеваемостью 4 уровень мотивации к обучению. Для детей с отличной и хорошей успеваемостью характерен адекватный уровень самооценки, а для детей с низкой успеваемостью характерен заниженный уровень самооценки. Таким образом, в ходе нашего исследования были выявлены взаимосвязи, которые указывают на то, что различные уровни личностных особенностей детей влияют на их успешность.

Список литературы:
1.   Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1990. 334с.
2.   Божович, Л. И. Личность и ее формирова¬ние в детском возрасте. Изд-во Просвещение, -М., 1968. 464–485 с.
3.   Дубровина, И.В. и др. Психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002.