Форум Юридическая психология МГППУ

Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2018 => Психология девиантного и криминального поведения => Тема начата: Болдырева Д.А. от Май 21, 2018, 03:48:31

Название: Связь гендерной идентичности и аутоагрессии у подростков
Отправлено: Болдырева Д.А. от Май 21, 2018, 03:48:31
Связь гендерной идентичности и аутоагрессии у подростков
Болдырева Д.А.
Московский государственный психолого–педагогический университет (Москва)
Научный руководитель – Чупракова Н.Н.

Данная тема представляет  особый интерес для психологической науки и обладает высокой социальной значимостью, в последнее время, притягивая к себе все более пристальное внимание исследователей (Бандура А., 2012). На протяжении длительного периода времени среди населения наблюдается рост показателей агрессии, направленной на себя. Это социально опасное явление, детерминируется и внутренними (личностными), и  внешними (социальными) причинами и вызывают серьезное беспокойство социума.
Аутоагрессия в подростковый период возникает как результат внутриличностного конфликта при социальной дезадаптации.  Такая психическая защита позволяет не переживать о нарушенных взаимоотношениях, отсутствии ресурсов, утрате социальной позиции. Аутоагрессия представляет собой патологический способ поддержания психологической и физиологической гармонии в условиях дезадаптации (Яковлев Б.П., 2004).
Цель работы: выявить наличие и характер связи гендерной идентичности и аутоагрессии у подростков. Объект - аутоагрессия  в старшем подростковом возрасте. Предмет - особенность аутоагрессии у старших подростков с разным типом гендерной идентичности. Гипотезы: у подростков с андрогинным типом гендерной идентичности аутоагрессия менее выражена; аутоагрессия выше у подростков с недифференцированным типом гендерной идентичности
Комплекс эмпирических методов психологического исследования: Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут) (Платонов Ю.П., 2003); Методика полового дифференциала В.Е. Кагана (Каган В.Е., 1989), Проективная методика «Человек под дождем» (Шевченко М.А., 2017). Кроме этого, были использованы методы математико-статистического анализа полученных данных IBM SPSS Statistics22.
Исследование проходило на базе ГБОУ города Москвы «Школа № 1788». В исследовании приняли участие 44 человека, ученики десятых классов: 22 мальчика и 22 девочки в возрасте от 15 до 17 лет.
Проанализировав результаты исследования, мы пришли к следующим выводам:
В среднем показатели агрессивности у девочек выше, чем у мальчиков. Уровень предметной агрессии на одном уровне. У молодых людей преобладает вербальная агрессия. Тогда как эмоциональная агрессия, чаще встречается у девочек. Рассматривая результаты, полученные по показателям общей агрессивности, мы можем увидеть, что у группы девочек показатели высокой агрессивности встречаются чаще, чем у мальчиков.
У девочек принимавших участие в данном исследовании преобладает недифференцированный тип гендерной идентичности характеризующийся низкими показателями как маскулинности, так и феминности. У мальчиков традиционный тип. У изомерного типа самые низкие показатели самоагрессии. Больше половины подростков с андрогинным типом гендерной идентичности имеют высокую самоагрессию.
Сопоставление показателей аутоагрессивности и типов гендерной идентичности испытуемых дает нам основания предположить, что уровень аутоагрессии старших подростков не зависит от типа гендерной идентичности.
Перспективы дальнейших исследований. Во-первых, разработка программы работы с аутоагрессивными подростками с учетом их личностных особенностей, в том числе и гендерной идентичности. Кроме этого, можно направить исследование на изучение влияния интернета, социальных сетей, на развитие склонности к аутоагрессии. Сейчас существует целое движение «Self-harm» (самоповреждение), где подростки делятся своим опытом и переживаниями друг с другом.

Литература
1. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. – Москва, 2012. – 512 с. 10
2. Каган, В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «я» у подростков // Вопросы психологии. – 1989. – №3. – С. 53-62.
3. Платонов, Ю.П. Основы этнической психологии: Учебное пособие. – Санкт-Петербург : Речь, 2003. – с. 383-385.
4. Шевченко, М. А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых / М.А. Шевченко. – Москва : Издательство АСТ, 2017. – 176 с.
5. Яковлев, Б.П. Аутоагрессивные тенденции современных подростков / Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко // Фундаментальные исследования. – 2004. – № 3. – С. 92-94.