Форум Юридическая психология МГППУ

Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2020 => Психология профессиональной деятельности => Тема начата: Чеботарева А.Э. от Май 17, 2020, 06:46:24

Название: Связь уровня психологического стресса и склонности к отклоняющемуся поведению...
Отправлено: Чеботарева А.Э. от Май 17, 2020, 06:46:24
Связь уровня психологического стресса и склонности к отклоняющемуся поведению у лиц юношеского возраста, проходящих срочную службу в армии

Чеботарева А.Э.
Московский Государственный психолого-педагогический университет
(г. Москва)
Научный руководитель - Коноплева И.Н.

Обязательная военная служба в Вооруженных Силах РФ является специфической средой не только бытовой, повседневной жизни, но и коммуникации, в особенности для юношеского возраста. Физическая нагрузка, дисциплина, подчинение, разлука с близкими и однополый круг общения, с которым человек обязан коммуницировать на протяжении года влечет за собой психологическую нагрузку (Бодров В.А., 2006). Юношеский возраст особенен не только своими физиологическими изменениями, но и психологическими в особенности, формированием жизненных установок, принципом и профессиональной идентичности, желанием примерять на себя разные социальные роли (Крайг Г.,2000).
Служба в армии становится, в определенном смысле, фактором риска, который может провоцировать не только психологический стресс, но поведенческие изменения (Караяни А.Г., 2006). В данной работе психологический стресс определяется, как естественное состояние психического напряжения, вследствие адаптации к новым условиям (Lazarus R.S., 1966). Отклоняющее поведение будет рассматриваться, как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от социальных норм, причиняющий реальный ущерб обществу или самому себе, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией (Кондрашенко В.Т., 1988). То есть такие формы, как нонконформизм, склонность к риску, импульсивность, агрессивность, склонность к делинквентному поведению, склонность к аддиктивному поведению (Личко А.Е., 1983). Также проанализировав работы Ю.В. Ключко, Г.В. Зелевской, В.Н. Бородиной о связи склонности к отклоняющемуся поведения и локуса контроля, рассмотрим влияние активного формирования личностных ориентиров на склонность к отклоняющему поведению в условиях военной службы (Бородина В.Н., 2011).
Цель нашей работы – изучить связь уровня психологического стресса и склонности к отклоняющемуся поведению у лиц юношеского возраста, проходящих срочную службу в армии. 
Объект исследования – личностные особенности лиц юношеского возраста.
Предмет исследования – уровень психологического стресса и склонность к отклоняющему поведению.
Мы предположили, что существует связь уровня психологического стресса и склонности к отклоняющемуся поведению у лиц юношеского возраста, проходящих срочную службу в армии. 
Используемые методики: Определение склонности к отклоняющемуся поведению, автор А.Н.Орел (Клейберг Ю.А., 2004). Оценка субъективной локализации контроля над значимыми событиями, модификация Е.Г. Ксенофонтовой (Ксенофонтова Е.Г., 1999), Шкала психологического стресса PSM-25 (Водопьянова Н.Е., 2010).
В исследование приняло участие 84 респондента. Главным критерием включению в выборку – только военнослужащие, проходящие срочную службу в армии. В группу вошли юноши: от 18 до 23 лет. В экспериментальную группу вошли солдаты сроком службы до 1-ого месяца, ее численность составила 41 человек; в контрольную группу – свыше 1-ого месяца, численностью 43 человека.
Результаты и обсуждение
Проанализировав результаты по каждой из методик, можно сделать вывод, что в целом военнослужащие, проходящие срочную службу в армии, обладают хорошем уровнем адаптации и социализации к новым условиям среды, для них это не несет сильных эмоциональных потрясений. Также не было выявлено склонностей к отклоняющему поведению, но наблюдается тенденция к увеличению уровня склонности, особенно по таким шкалам как агрессивность, импульсивность и деликвентному поведению с увеличением срока службы, что может говорить о внутреннем напряжении. Также солдаты имеют средний уровень показателя интернальности, что говорит о пассивном желании брать ответственность за свою жизнь. С увеличением срока службы тенденции к увеличению интернальности не наблюдается, то есть военная подготовка не влияет на развитие чувства ответственности у юношей.
В ходе корреляционного анализа с помощью критерия Спирмена были выделены несколько значимых связей в каждой из группы.
Военнослужащие обеих групп имеют значимые (на уровне р<0,01) положительные связи между шкалами: уровнем стресса и общей интернальности (1 группа коэффициент корреляции - 0,99; 2 группа - 0,99), склонности к аддиктивному поведению (1 - 0,92; 2 - 0,99), агрессивности (1 - 0,99; 2 - 0,99), импульсивности (1 - 0,98; 2 - 0,99), нонкомформизма (1 - 0,98; 2 - 0,99), склонностью к риску (1 - 0,99; 2 - 0,99), делинквентному поведению (1 - 0,99; 2 - 0,99).
В обеих групп наблюдается положительная связь (на уровне p<0,01) между шкалами: общей интернальности и склонности к аддиктивному поведению (1 - 0,99; 2 - 0,99), агрессивности (1 - 0,98; 2 - 0,99), импульсивности (1 - 0,98; 2 - 0,98), нонкомформизама (1 - 0,98; 2 - 0,99), склонностью к риску(1 - 0,99; 2 - 0,99), делинквентному поведению (1 - 0,99; 2 - 0,99). 
Следовательно, военнослужащие имеют прямую связь между уровнем психологического стресса и уровнем склонности к отгоняющему поведению. То есть, чем у солдат выше уровень психологического стресс, тем выше склонность к отклоняющему поведению. Также с увеличением уровня интернальности склонность к отклоняющему поведению увеличивается.  Данный вывод противоречит работам Ю.В. Ключко, Г.В. Зелевского, В.Н. Бородиной. Возможно, это связано со специфической окружающей средой. Жесткая дисциплинарная среда для юношеского возраста, у которого активно формируются жизненные принципы и ценности, может вызывать внутриличностный конфликт, а из-за полного подчинения и зависимости от старших по званию желания проявить себя и управлять своей жизнью преобладает, а с невозможностью исполнения, проявляется склонность к отклоняющему поведению.
Существует связь между уровнем психологического стресса и склонностью к отклоняющемуся поведению, и общей интернальностью. Значимых различий по двум группам не обнаружено (T-критерий для независимых переменных). Следовательно солдаты из-за невозможности контролировать происходящее с ними, а в данный возрастной период идет активное формирование жизненных принципов, то есть интернальности, и новые специфические условия жизни напрямую воздействуют на внутреннее состояние молодых людей, провоцирую асоциальные формы поведения.
Военнослужащие не имеют значимых различий личностных особенностей, но наблюдается тенденция к увеличению уровня, склонности к отклоняющемуся поведению, возможно, из-за специфических жестко дисциплинированных условиях жизни и невозможностью брать ответственность за свои действия, провоцирует внутриличностный конфликт и внутреннее напряжение. Чтобы справится со своими внутренними переживаниями и почувствовать свободу в своих действиях, военнослужащие склонны находить выход в асоциальных формах поведения. Также из-за возрастных особенностей, влияющие на активное формирование жизненных принципов и ценностей, среда, которая не позволяет проявлять инициатив, а если солдат решает сделать что-то без приказа следует наказание, например, «непопулярная» работа и т.д. Во избежание наказания молодые люди выбирают позицию жить «по уставу», что приводит к нонкомформизму и смещению или торможению в формировании интернальности, что вызывает внутреннее напряжение, которое провоцирует проявление отклоняющегося поведения. Но при этом существует тенденция к снижению уровня психологического стресса на протяжении военной службы. Так как в первый месяц с новобранцами ведется плотная психологическая работа, молодые люди находятся на КМБ (курс молодого бойца) в отдельном здании, где они находятся под присмотром военных психологов.  Данный феномен тормозит проявления отклоняющегося поведения.
Литература

1.   Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М., 2006. С.14-15.
2.   Бородина, В.Н. Изучение личностной обусловленности девиантного поведения на примере военнослужащих по призыву/ Мир науки, культуры, образования. 2011.  № 5 (30). С. 113-115.
3.   Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса: Практикум. СПб., 2010. С. 41-44.
4.   Караяни, А.Г. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. 480 С. 92.
5.   Клочко, В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ. – Томск, 2005. С. 101-112.
6.   Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально психологические и психиатрические аспекты / В. Т. Кондратенко. - Минск : Беларусь, 1988. С. 265.
7.   Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь / Авт. коллектив: В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин; Руководитель авт. коллектива С. М. Шахрай. — 2-е изд., перераб. и доп. В. А. Тумановым. — М.: Большая российская энциклопедия: Юристъ, 1997. С. 319.
8.    Крайг, Г. Психология развития. - СПб.: Изд. “Питер”, 2000. С. 992.
9.   Ксенофонтова, Е. Г. Исследование локализации контроля личности – новая версия методики «Уровень субъективного контроля» Психологический журнал, 1999. Том 20. № 2. С. 103–114.
10.   Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – М., 2004. С.141-154.
11.   Психопатии и акцентуации характера у подростков : монография / А.Е. Личко. – Издание 2-е, дополненное и переработанное. – Ленинград : Медицина, 1983. С. 256.
12.   Lazarus, R.S.  Psychological stress and the coping process. New York: McGraw-Hill, 1966. С. 179.