Факторы риска противоправного агрессивного поведения у подростков и юношей
(психологический аспект)
Назарова Н.Г., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент Ошевский Д.С.
В настоящее время наметилась тенденция к снижению противоправного поведения среди несовершеннолетних, однако данные официальной статистики все еще свидетельствуют о высокой криминальной активности этого контингента и о стабильно высоком уровне агрессивно-насильственных общественно-опасных деяний.
Отечественные и зарубежные исследователи выделяют ряд факторов риска противоправного агрессивного поведения несовершеннолетних. Туда входят: наследственные факторы (Rutter M., Gould M., 1985; Гурьева В.А., 2001 и др.), социальные, в частности, семейный фактор (Лисина М.И., 1997; Боулби Дж., 2004;), психологические факторы (Дозорцева Е.Г., Макушкин В.Д, Ошевский Д.С. и др., 2009).
В зарубежной практике широко используются стандартизированные методы оценки рисков противоправного поведения, основанные на оценке факторов риска и защитных факторов. Однако не всегда эти методы имеют психологические направленность и содержание. Между тем, комплексное выявление факторов и условий, от которых зависят проявления агрессивного и противоправного поведения несовершеннолетних, поможет найти такую систему воспитания, при которой, учитывая особенности и трудности данного возрастного периода, можно будет предупредить и скорригировать агрессивные и антисоциальные проявления. Кроме того, при таком подходе появится возможность управлять рисками агрессивного поведения несовершеннолетних. Вышеуказанными аспектами обусловлена актуальность настоящего исследования.
Цель работы - описание факторов риска противоправного агрессивного поведения у подростков и юношей.
Методы исследования. «Опросник самоотношения» В. В. Столина, «Тест фрустрационной толерантности» С. Розенцвейга, «Тест руки» Э.Вагнера, «Цветовой тест отношений» А.М. Эткинда, методика «ОРВ». Статистические методы реализовывались в программе STATISTICA 10.0. Применялись: критерий Mann–Whitney (U), непараметрическая корреляция по критерию Spearman (p=0,05), кластерный анализ.
Материал исследования. Для выявления факторов риска противоправного агрессивного поведения нами были обследованы 2 группы несовершеннолетних, общим количеством 30 человек. В первую группу вошли 15 несовершеннолетних, осужденных за совершение агрессивно-насильственных преступлений. Во вторую группу вошли 15 девиантных подростков и юношей, состоящих на учете в КДНиЗП.
Мы предполагали, что подросткам, совершившим агрессивно-насильственные преступления, агрессивные тенденции присущи в большей степени, чем их сверстникам с девиантным поведением. Однако сравнительный анализ, проведенный по результатам использования «Теста руки» Э.Вагнера, не выявил достоверных различий в проявлении агрессии, несмотря на то, что в обеих выборках данные значения оказались выше нормы. Единственное значимое различие прослеживается по параметру «Коммуникация». По результатам данной методики, девиантные подростки обладают более развитыми коммуникативными навыками (8,07), чем воспитанники колонии (4,00), и способны к ведению конструктивного диалога без принятия поспешных решений. Однако в условиях группового давления, под влиянием собственных побуждений или в состоянии опьянения данный механизм сдерживания агрессивных побуждений может не сработать. Таким образом, развитие навыков коммуникации рассматривается нами как защитный фактор в условиях просоциального окружения.
Также нами выдвигалось предположение о том, что подростки с противоправным агрессивным поведением менее устойчивы в ситуациях фрустрации, находясь в которых они будут склонны реагировать внешнеобвиняющим образом. Однако выяснилось обратное: девиантные подростки и юноши оказались более склонны к непосредственному обвинению окружающих и отрицанию собственной вины (46,81), чем их сверстники из колонии (34,31). Последним, в свою очередь, в большей степени свойственно не замечать трудности фрустрирующей ситуации или сводить ее к полному отрицанию (42,08).
Вышеизложенные результаты можно объяснить спецификой жизни несовершеннолетних в заключении и формированием у них определенных механизмов сдерживания агрессии и волевого контроля над своими действиями, а также социальной желательностью ответов.
Значимых различий в самоотношении между подростками и юношами в обеих выборках выявлено не было. Общий уровень «Глобального самоотношения» оказался достаточно высоким: это говорит о том, что в целом собственный образ «Я» испытуемыми принимается. Однако шкалы «Самоуважение» и «Отношение окружающих» имеют низкие значения в обеих исследуемых группах. Тем не менее, на уровне тенденции прослеживаются различия по шкале «Самоинтерес», которая отражает меру близости испытуемого к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, способность к рефлексии, к рассмотрению и анализу самого себя, своих поступков и действий. Полученные результаты свидетельствуют о большей способности к рефлексии у девиантных подростков (77,91), в отличие от их сверстников из воспитательной колонии (60,09). Таким образом, рефлексия также может выступать в качестве механизма сдерживания агрессивных побуждений.
Далее нами исследовалась смысловая система личности несовершеннолетних. Так, у воспитанников колонии она разделяется на положительно окрашенные понятия (куда включаются все самоидентификационные категории «Я» - «Я в будущем», «Я-идеальное»), и негативно окрашенные понятия. Данное разделение свидетельствует о недостаточной дифференцированности мотивов и смыслов одновременно с их категоричностью, полярностью и недостаточной реалистичностью. Также полученные результаты свидетельствуют о наличии гипермаскулинной идентичности (понятие «Я сам» связано с ролью отца и брата). Прослеживается непосредственная эмоциональная идентификация с матерью и сиблингами и позитивное ценностное отношение к ним (понятия «Добро», «Счастье», «Надежда»). Еще одной характеристикой смысловой системы личности несовершеннолетних осужденных является разрыв между прошлым и настоящим, где прошлое отвергается, а представления о будущем идеализируются. Это может свидетельствовать о недостаточной преемственности во временной перспективе и о низкой реалистичности взглядов несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательной колонии.
При помощи методики «ОРВ» проводился анализ факторов риска агрессивного поведения несовершеннолетнего. Практически по всем шкалам обнаруживаются значимые различия между группами: по всем указанным параметрам осужденные несовершеннолетние имеют большие значения, а соответственно, и более высокий уровень риска совершения противоправных действий.
Так, у воспитанников колонии превалируют: отсутствие должного контроля со стороны родителей, применение неприемлемых дисциплинарных методов, непоследовательное воспитание. Они практически не имеют социально адаптированных друзей, чего нельзя сказать о девиантных подростках. Основное общение несовершеннолетних, которые были осуждены, происходит в антисоциальных кругах, где и усваивается нормативность агрессивного поведения. Данные выводы также подтверждаются значимыми различиями по параметру «физическая агрессия», проявление которого выше в группе несовершеннолетних правонарушителей. Таким образом, у мальчиков с девиантным выявляется низкий и средний уровень риска противоправного поведения, а у их сверстников-правонарушителей - высокий.
Проведенное исследование позволило сделать ряд выводов:
1. У подростков с криминальным агрессивным поведением в ситуации фрустрации отмечается повышенная склонность к фиксации на препятствии к удовлетворению ситуативно возникающих потребностей, что проявляется в форме отрицания значимости этого препятствия;
2. Среди ряда особенностей самоотношения подростков и юношей, отбывающих наказание за агрессивно-насильственные преступления в воспитательной колонии, ведущей является их слабая способность к саморефлексии, что препятствует полному осознанию и интерпретации социальной ситуации;
3. У подростков и юношей из воспитательной колонии выявлена слабо дифференцированная, мало иерархизированная, недостаточно реалистичная и при этом категоричная структура смыслов, мотивов и потребностей, что может рассматриваться в качестве фактора риска агрессивно-насильственного противоправного поведения;
4. Стандартизированный метод оценки риска может быть продуктивно использован как для выявления факторов риска агрессивного противоправного поведения несовершеннолетнего, так и для поиска ресурсных сторон его личности, что существенно расширяет возможности профилактической, коррекционной и реабилитационной работы с данным контингентом.