Форум Юридическая психология МГППУ

Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2012 => Психология девиантного и криминального поведения => Тема начата: Фейзуханова Р.Г. от Май 20, 2012, 08:47:53

Название: Социальные представления о мизантропии и их взаимосвязь с правосознанием
Отправлено: Фейзуханова Р.Г. от Май 20, 2012, 08:47:53
Социальные представления о мизантропии и их взаимосвязь с правосознанием

Фейзуханова Р.Г., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент Богданович Н.В.

На современном этапе развития общества неотъемлемой частью средств массовой коммуникации является всемирная сеть интернет. Она, как средство массовой коммуникации, стала важным агентом социализации и формирования личности. Благодаря высокой скорости распространения информации, многие феномены получают огласку и дальнейшую популярность именно через  социальные сети, а относительная анонимность и отсутствие невербального контакта позволяют участникам дискуссии высказывать мнения в отношение фактически любого явления.
В настоящее время в сети интернет можно заметить популярность понятия «мизантропия»: в социальных сетях создаются сообщества, публикации с аналогичными названиями, в некоторых из таких сообществ состоит до 97 тыс. людей, активно обсуждающих темы, которые, на их взгляд, сродни мизантропии. Поскольку высказывания многих участников таких дискуссий  имеют антисоциальный оттенок (в частности, в пример ставятся убийцы), а некоторые исследования (Sullivan  P. L., Adelson J., Bass B.M.) [2, 3] определяют мизантропию как расширение понятий «ксенофобия», то наличие подобных тенденций в молодежной среде может служить признаком популярности агрессивных и насильственных действий.
Цель исследования: выявить связь между представлениями, характерными для мизантропов, и уровнем правосознания у лиц, имеющих свое представление о данном феномене.
Исследование построено на следующих гипотезах:
- у респондентов, поддерживающих взгляды мизантропов и причисляющих себя к таковым, превалирует уровень правосознания соответствующий третьему по теории Дж. Тапп и Ф. Левина (уровень правотворчества) [4], а у респондентов, не относящих себя к мизантропам, правосознание может иметь любой уровень;
- основой представлений о мизантропии является сочетание замкнутости, изолированности личности с презрением социума, его ценностей,  норм, догм.
Данные, полученные при помощи анкетирования, показывают, что большинство респондентов (60%) присваивают мизантропии характер ненависти к обществу, а второй параметр определения термина - презрение к его правилам - считается характерным у испытуемых лишь в 30% ответов. В категории ассоциаций отвержение правил и нигилизм характерны в 8,76% случаев. Это позволяет заключить, что определение мизантропа как противника общественного строя не является обязательным, и, тем более, не является ведущим, поскольку этот параметр зачастую опускается в описании перечня качеств, присущим мизантропам. Свое подтверждение данный вывод находит и в определении понятия «мизантропия»: респонденты характеризуют его как «ненависть, неприязнь, презрение людям», «избегание личного контакта», но негативное отношение к ценностям и нормам общества описывается  лишь у 10% респондентов (в основном у тех, кто причисляет себя к мизантропам).
Тем не менее, массовость и распространение «мизантропии», определяется практически в равном соотношении как к популярности, моде термина (57,5%), так и к «желанию изменить общественные нормы»  (52.5%), хотя сопоставление с «желанием выделиться» более логично. Также считается, что создание сайтов данной направленности обусловлено популярностью самого термина среди молодежи (15-30 лет). Это явление можно обосновать и возрастной спецификой группы интернет-пользователей (подростковый возраст). Мода на мизантропию присутствует, в основном, наравне с субкультурами. С психологической точки зрения это объясняется поиском самоидентичности, нигилизмом и эгоцентризмом, присущим подростковому возрасту. Помимо этого утверждается, что «модно быть асоциальным и циничным», «мизантропа часто ассоциируют с циником», «с сарказмом проявляется мизантропия».
Между собой оказались тесно связанными такие характеристики мизантропии, как «замкнутый», «нелюдимый», «интроверт»; обнаружена корреляция на высоком уровне значимости в общей выборке и отдельно в каждой подгруппе. Поскольку при контент-анализе и качественном анализе однозначного мнения по поводу направленности деятельности и суждений мизантропа выявить не удалось, то в анкету был помещен график, на котором респондентам предлагалось расположить «мизантропию». График имеет две пересеченных посередине шкалы: эгоизм-альтруизм и нигилизм-конформность; каждый параметр расшифрован. Большинство респондентов (85%) расположили мизантропию в квадрате эгоизм-нигилизм, 10% придали мизантропии черты альтруизма и нигилизма и 5% - эгоизма и конформности. Ни один респондент не счел возможным поставить феномен между альтруизмом и конформностью.
Данные качественного анализа графика в анкетировании подтверждены корреляционной связью с определением мизантропа как «циника» (-0,485), что демонстрирует устойчивую связь представлений о мизантропе как эгоистичной и циничной натуре. Стоит отметить, что цинизм определяется респондентами как смешливое, скептическое, критическое отношение к ценностям и нормам. Из этого следует, что представлениям респондентов о мизантропии свойственно скорее приписывание скептического и критического отношения к ценностям и нормам общества через циничное отношение к миру, нежели то, что напрямую определяется самим понятием «мизантропия». Понятие «цинизм» также положительно  коррелирует с «замкнутостью» (0,380) и «интровертивностью» (0,403), что подтверждает единство этих черт в рамках характеристики, даваемой мизантропу. Но, тем не менее, сильная связь между этими понятиями (0,509 и 0,423) отмечается лишь в подгруппе респондентов, не причисляющих себя к мизантропам. 
Категория «высокое интеллектуальное развитие» оказалась связана с понятием «имеет 1-2 друга» (0,354) и наличием «своего кодекса чести» (0,396). Из этого можно заключить, что представление респондентов о мизантропе как человеке, обладающем интеллектом выше среднего, связано с его «избирательностью в связях с людьми», обуславливающей его способность составить свой морально-этический набор ценностей.
 Респонденты, относящие себя к мизантропам, в качестве причин ненависти к людям определяют присутствующие у последних лицемерие, эгоизм, отсутствие личного мнения, приоритет материальных ценностей над духовными, разрушающие действия по отношению к экологии, общественным институтам, что вызывает страх за будущие поколения и т.п. В то же время мы допускаем, что недовольство опрошенных отдельными чертами и характеристиками людей может являться следствием негативного опыта, психологической травматизации личности («плохие отношения с родителями», «меня никогда никто не любил, я не знаю, что это» и т.д.).
Таким образом, причины мизантропии можно разделить на следующие группы: негативный опыт; депривация детско-родительских отношений; недовольство обществом, не связанное с личным негативным опытом («серая масса», «разрушают достижения поколений» и проч.).
Выводы
1. У подгрупп респондентов различается уровень правосознания по критерию Манна-Уитни (р=0,011). Так, 66% испытуемых подгруппы «мизантропы» имеют третий уровень правосознания, в то время как во второй подгруппе этот уровень правосознания свойственен только 18% (гипотеза подтвердилась).
2. Респондентам, позиционирующим себя как мизантропов,  характерно согласие с определениями, имеющими негативно окрашенное отношение к социальным нормам, догмам (гипотеза подтвердилась). Однако стоит отметить, что различия между подгруппами не имеют математически подтвержденных существенных различий.
3. Ядром представлений респондентов о мизантропии является сочетание замкнутости, изолированности личности с ее презрением в адрес социума, его ценностей,  норм, догм.  Однако видение мизантропии среди опрошенных имеет свою специфику:  понятия «мизантроп» и «циник» оказались тесно взаимосвязаны. Примечательно, что считающийся характерным для мизантропов цинизм упоминался одновременно с пояснением, что сам по себе циник не обязательно является мизантропом. Презрение же к социальным нормам в мизантропии рассматривается именно через категорию цинизма и не выделяется как отдельное направление.

Список литературы:
1.   Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987
2.   Bass B. M. Authoritarianism or acquiescence? The Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol 51(3), Nov 1955, 616-623.
3.   Sullivan  P L., Adelson, J. Ethnocentrism and misanthropy. The Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol 49(2), Apr 1954, 246-250.
4.   Tapp J.L., Levine F.J. (Eds). Law, justice and the individual in society: psychological and legal issues. N.Y., 1977
Название: Re: Социальные представления о мизантропии и их взаимосвязь с правосознанием
Отправлено: Анна от Май 21, 2012, 04:33:17
Здравствуйте. А какова была общая выборка респондентов?
Название: Re: Социальные представления о мизантропии и их взаимосвязь с правосознанием
Отправлено: Фейзуханова Р.Г. от Май 21, 2012, 05:23:16
Здравствуйте. Спасибо за вопрос. Выборку эмпирического исследования составили 40 респондентов от 20 до 30 лет, знающих, что такое понятие «мизантропия» до начала исследования и имеющие свое представление на данное явление. Это было установлено в ходе предварительного свободного интервью. Все респонденты имеют различные специальности и вид деятельности.
Название: Re: Социальные представления о мизантропии и их взаимосвязь с правосознанием
Отправлено: Анна от Май 21, 2012, 05:24:39
Спасибо за ответ!
Название: Re: Социальные представления о мизантропии и их взаимосвязь с правосознанием
Отправлено: Есипова Д.Е. от Май 21, 2012, 09:07:51
Здравствуйте! Хотелось бы узнать побольше об использованной в Вашем исследовании анкете. Является ли она авторской?
И еще,собираетесь ли Вы в дальнейшем продолжать развивать данную тему? Если да, то во взаимосвязи с какими явлениями?
Название: Re: Социальные представления о мизантропии и их взаимосвязь с правосознанием
Отправлено: Фейзуханова Р.Г. от Май 21, 2012, 11:22:31
Доброго времени суток. благодарю за вопрос. За исключением блока, включающий в себя опросник Таппа и Левина, нами была разработана авторская анкета. Она составлена на основании контент – анализа художественной литературы и имеет 4 блока. В первом блок вошел вопрос причисления себя к группе мизантропов (ответы «да» или «нет»), вопросы на ассоциации и иные вопросы для выявления мнений, что характерно для мизантропа. Второй блок представляет собой описание героя комикса «Трансметрополитен» (У. Эллис) и 4 открытых вопроса. Тест Тапп и Левина располагается как третий блок анкеты, а завершающей частью стал опросник из цитат, свойственных мизантропам с использованием шкалы Лайкерта.

Да, планируется расширить выборку, и, вполне возможно, попытаться создать шкалу на выявление уровня "мизантропии". Более подробно охарактеризовать данное явление, связано оно с акцентуациями, смысловыми  конструктами или с иными явлениями.
Название: Re: Социальные представления о мизантропии и их взаимосвязь с правосознанием
Отправлено: Есипова Д.Е. от Май 22, 2012, 08:59:44
Спасибо за столь скорый ответ!
Название: Re: Социальные представления о мизантропии и их взаимосвязь с правосознанием
Отправлено: Старцев М.Ю. от Май 25, 2012, 01:31:51
Здравствуйте, уважаемый автор!

Спасибо за интересный материал. Проблема действительно актуальная, на мой взгляд.

Для себя хотел бы уточнить один момент. Вы говорите в гипотезе, цитирую: "- основой представлений о мизантропии является сочетание замкнутости, изолированности личности с презрением социума, его ценностей,  норм, догм." Что Вы подразумеваете под "догмами социума"?

С уважением, Михаил Старцев.
Название: Re: Социальные представления о мизантропии и их взаимосвязь с правосознанием
Отправлено: Фейзуханова Р.Г. от Май 25, 2012, 03:40:41
Здравствуйте, спасибо большое за вопрос. Под социальными догмами мы понимаем общепринятые или же очень популярные, негласные правила, принятые в данном обществе. К примеру,  ценность, значимость денег в настоящее время.