Социальные представления о мизантропии и их взаимосвязь с правосознанием
Фейзуханова Р.Г., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент Богданович Н.В.
На современном этапе развития общества неотъемлемой частью средств массовой коммуникации является всемирная сеть интернет. Она, как средство массовой коммуникации, стала важным агентом социализации и формирования личности. Благодаря высокой скорости распространения информации, многие феномены получают огласку и дальнейшую популярность именно через социальные сети, а относительная анонимность и отсутствие невербального контакта позволяют участникам дискуссии высказывать мнения в отношение фактически любого явления.
В настоящее время в сети интернет можно заметить популярность понятия «мизантропия»: в социальных сетях создаются сообщества, публикации с аналогичными названиями, в некоторых из таких сообществ состоит до 97 тыс. людей, активно обсуждающих темы, которые, на их взгляд, сродни мизантропии. Поскольку высказывания многих участников таких дискуссий имеют антисоциальный оттенок (в частности, в пример ставятся убийцы), а некоторые исследования (Sullivan P. L., Adelson J., Bass B.M.) [2, 3] определяют мизантропию как расширение понятий «ксенофобия», то наличие подобных тенденций в молодежной среде может служить признаком популярности агрессивных и насильственных действий.
Цель исследования: выявить связь между представлениями, характерными для мизантропов, и уровнем правосознания у лиц, имеющих свое представление о данном феномене.
Исследование построено на следующих гипотезах:
- у респондентов, поддерживающих взгляды мизантропов и причисляющих себя к таковым, превалирует уровень правосознания соответствующий третьему по теории Дж. Тапп и Ф. Левина (уровень правотворчества) [4], а у респондентов, не относящих себя к мизантропам, правосознание может иметь любой уровень;
- основой представлений о мизантропии является сочетание замкнутости, изолированности личности с презрением социума, его ценностей, норм, догм.
Данные, полученные при помощи анкетирования, показывают, что большинство респондентов (60%) присваивают мизантропии характер ненависти к обществу, а второй параметр определения термина - презрение к его правилам - считается характерным у испытуемых лишь в 30% ответов. В категории ассоциаций отвержение правил и нигилизм характерны в 8,76% случаев. Это позволяет заключить, что определение мизантропа как противника общественного строя не является обязательным, и, тем более, не является ведущим, поскольку этот параметр зачастую опускается в описании перечня качеств, присущим мизантропам. Свое подтверждение данный вывод находит и в определении понятия «мизантропия»: респонденты характеризуют его как «ненависть, неприязнь, презрение людям», «избегание личного контакта», но негативное отношение к ценностям и нормам общества описывается лишь у 10% респондентов (в основном у тех, кто причисляет себя к мизантропам).
Тем не менее, массовость и распространение «мизантропии», определяется практически в равном соотношении как к популярности, моде термина (57,5%), так и к «желанию изменить общественные нормы» (52.5%), хотя сопоставление с «желанием выделиться» более логично. Также считается, что создание сайтов данной направленности обусловлено популярностью самого термина среди молодежи (15-30 лет). Это явление можно обосновать и возрастной спецификой группы интернет-пользователей (подростковый возраст). Мода на мизантропию присутствует, в основном, наравне с субкультурами. С психологической точки зрения это объясняется поиском самоидентичности, нигилизмом и эгоцентризмом, присущим подростковому возрасту. Помимо этого утверждается, что «модно быть асоциальным и циничным», «мизантропа часто ассоциируют с циником», «с сарказмом проявляется мизантропия».
Между собой оказались тесно связанными такие характеристики мизантропии, как «замкнутый», «нелюдимый», «интроверт»; обнаружена корреляция на высоком уровне значимости в общей выборке и отдельно в каждой подгруппе. Поскольку при контент-анализе и качественном анализе однозначного мнения по поводу направленности деятельности и суждений мизантропа выявить не удалось, то в анкету был помещен график, на котором респондентам предлагалось расположить «мизантропию». График имеет две пересеченных посередине шкалы: эгоизм-альтруизм и нигилизм-конформность; каждый параметр расшифрован. Большинство респондентов (85%) расположили мизантропию в квадрате эгоизм-нигилизм, 10% придали мизантропии черты альтруизма и нигилизма и 5% - эгоизма и конформности. Ни один респондент не счел возможным поставить феномен между альтруизмом и конформностью.
Данные качественного анализа графика в анкетировании подтверждены корреляционной связью с определением мизантропа как «циника» (-0,485), что демонстрирует устойчивую связь представлений о мизантропе как эгоистичной и циничной натуре. Стоит отметить, что цинизм определяется респондентами как смешливое, скептическое, критическое отношение к ценностям и нормам. Из этого следует, что представлениям респондентов о мизантропии свойственно скорее приписывание скептического и критического отношения к ценностям и нормам общества через циничное отношение к миру, нежели то, что напрямую определяется самим понятием «мизантропия». Понятие «цинизм» также положительно коррелирует с «замкнутостью» (0,380) и «интровертивностью» (0,403), что подтверждает единство этих черт в рамках характеристики, даваемой мизантропу. Но, тем не менее, сильная связь между этими понятиями (0,509 и 0,423) отмечается лишь в подгруппе респондентов, не причисляющих себя к мизантропам.
Категория «высокое интеллектуальное развитие» оказалась связана с понятием «имеет 1-2 друга» (0,354) и наличием «своего кодекса чести» (0,396). Из этого можно заключить, что представление респондентов о мизантропе как человеке, обладающем интеллектом выше среднего, связано с его «избирательностью в связях с людьми», обуславливающей его способность составить свой морально-этический набор ценностей.
Респонденты, относящие себя к мизантропам, в качестве причин ненависти к людям определяют присутствующие у последних лицемерие, эгоизм, отсутствие личного мнения, приоритет материальных ценностей над духовными, разрушающие действия по отношению к экологии, общественным институтам, что вызывает страх за будущие поколения и т.п. В то же время мы допускаем, что недовольство опрошенных отдельными чертами и характеристиками людей может являться следствием негативного опыта, психологической травматизации личности («плохие отношения с родителями», «меня никогда никто не любил, я не знаю, что это» и т.д.).
Таким образом, причины мизантропии можно разделить на следующие группы: негативный опыт; депривация детско-родительских отношений; недовольство обществом, не связанное с личным негативным опытом («серая масса», «разрушают достижения поколений» и проч.).
Выводы
1. У подгрупп респондентов различается уровень правосознания по критерию Манна-Уитни (р=0,011). Так, 66% испытуемых подгруппы «мизантропы» имеют третий уровень правосознания, в то время как во второй подгруппе этот уровень правосознания свойственен только 18% (гипотеза подтвердилась).
2. Респондентам, позиционирующим себя как мизантропов, характерно согласие с определениями, имеющими негативно окрашенное отношение к социальным нормам, догмам (гипотеза подтвердилась). Однако стоит отметить, что различия между подгруппами не имеют математически подтвержденных существенных различий.
3. Ядром представлений респондентов о мизантропии является сочетание замкнутости, изолированности личности с ее презрением в адрес социума, его ценностей, норм, догм. Однако видение мизантропии среди опрошенных имеет свою специфику: понятия «мизантроп» и «циник» оказались тесно взаимосвязаны. Примечательно, что считающийся характерным для мизантропов цинизм упоминался одновременно с пояснением, что сам по себе циник не обязательно является мизантропом. Презрение же к социальным нормам в мизантропии рассматривается именно через категорию цинизма и не выделяется как отдельное направление.
Список литературы:
1. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987
2. Bass B. M. Authoritarianism or acquiescence? The Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol 51(3), Nov 1955, 616-623.
3. Sullivan P L., Adelson, J. Ethnocentrism and misanthropy. The Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol 49(2), Apr 1954, 246-250.
4. Tapp J.L., Levine F.J. (Eds). Law, justice and the individual in society: psychological and legal issues. N.Y., 1977