Автор Тема: Использование психологических манипуляций в сфере деятельности религиозных...  (Прочитано 2399 раз)

Смирнова Н.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Использование психологических манипуляций в сфере деятельности религиозных организаций в сети Интернет

Смирнова Н.С., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Дворянчиков Н.В.

В Российской Федерации, как известно, Конституцией установлена свобода вероисповедания. Каждый человек волен исповедовать любую религию, входить в число приверженцев той или иной религиозной организации. Однако принадлежность к деструктивному культу может иметь крайне негативные последствия для человеческой личности, не говоря уже о возможном наступлении некоторых правовых последствий.
Понятия «секта», «харизматический культ», рассматриваемые нами в качестве синонимов, будут заменяться термином «нетрадиционная религиозная организация» (НРО). Отчасти применение термина обуславливается тем, что понятия «секта» и «культ» имеют некоторую уничижительную окраску и изначально настраивают на негативную оценку, поэтому высказываются пожелания употреблять более нейтральные понятия (Конь Р.М., 2008).
Под НРО будем понимать некое объединение людей, имеющих схожее мировоззрение, созданное для совместного исповедания тех или иных религиозных убеждений и взглядов, а также возможного распространения системы верований.
Очевидно, что любая НРО существует за счет своих последователей, и для расширения сферы влияния ей постоянно требуются все новые и новые приверженцы.
Как правило, манипулятивное психологическое воздействие, осуществляемое в процессе вербовки нового приверженца, направлено на «поражение» определенных мишеней и реализуется посредством некоторых техник. Мишенью мы будем называть ту или иную высшую психическую функцию или какую-либо значимую сферу жизни человека. В качестве техник нами будут рассматриваться специфические методы постепенного установления контроля над сознанием человека, системой его внутренних отношений.
Что касается путей реализации, в настоящее время деятельность НРО частично смешается во всемирную сеть. Интернет-ресурс НРО являет собой орудие информационного контроля: предоставляются определенным образом структурированные сведения с целью сформировать положительный образ НРО и ее приверженцев, но не только (Волков Е.Н., 1996).
Наша работа посвящена изучению манипулятивной деятельности нетрадиционных религиозных организаций в сети интернет.
Цель исследования состоит в изучении механизмов психологического манипулирования поведением людей со стороны религиозных организаций, посредством интернет-ресурсов. Основной задачей явился содержательный анализ текстов статей и сопоставление полученных данных. Мы предположили, что тексты статей, содержащиеся в открытом доступе во всемирной сети, включают в себя техники манипулятивного воздействия, которые направлены на достижение определенных мишеней. В результате осуществляется манипулятивное воздействие, имеющее своей целью привлечение в НРО все новых членов.
В соответствии с выделенными критериями нами был проведен содержательный анализ статей, взятых непосредственно с сайтов таких НРО как: Церковь Сайентологии (scientology.ru), Московское Общество сознания Кришны (krishna.ru), Движение Объединения (mirboga.ru), церковь Христиан Веры Евангельской (hve.ru) и Фалуньгун (ru.falundafa.org).
В общей сложности нами было рассмотрено 25 статей (по 5 с каждого из сайтов) объемом от 3 до 19 страниц.
Полученные нами данные дают основание утверждать, что посредством активации некоторых мишеней определенными техниками НРО в состоянии осуществлять манипулятивное психологическое воздействие через интернет-ресурсы.
Воздействие, осуществляемое посредством интернет-ресурсов, ведется преимущественно на сферу мышления (10,6%) и на речевую сферу (8,7%), я-концепцию (3,4%) и восприятие (3,1%). Что касается техник осуществляемого воздействия, в большинстве случаев преимущественно используются: формирование кармической связи с гуру (8,7%), предоставление готовых образцов и смыслов (8,8%), техники подмены понятий (6%), а также апелляция к чувству вины и взращивание чувства долга перед НРО (5,9%); различные техники контроля (5%) и скрытые посылы к распространению идеологии (2,9%).
Полученный в результате анализа материал являет собой богатую пищу для размышлений: в текстах статей, которые в масштабах всемирной сети представляют собой лишь относительно небольшое скопление информации, обнаружено довольно обширное количество манипулятивных техник. Достаточное для того, чтобы задуматься над реальным положением дел, но недостаточное для того, чтобы представить себе возможный «радиус поражения» подобной информацией.
Список литературы:
1.   Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России. Ч. 1. - М.: ИФ РАН, 1999. - 151 с.
2.   Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога. 1996. № 3. С. 76-82.
3.   Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. - изд. 3-е, переработанное. - М.: Изд-во Христианская библиотека, 2006. - 554 с.
4.   Кантеров И.Я. Современные нетрадиционные религии и культы // История религий / под ред. проф. И. Н. Яблокова. - Т .2. - М.: Высшая школа, 2002. - 480 с.
5.   Конь Р.М. Введение в сектоведение. - Нижний Новгород: Нижегородская Духовная семинария, 2008. - 496 с.
6.   Лифтон Р. Технология «промывки мозгов»: Психология тоталитаризма. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005. - 576 с.
7.   Лири Т., Стюарт М. [и др.] Технологии изменения сознания в деструктивных культах / под ред. И. Митрофановой. - СПб.: Экслибрис, 2002. - 224 с.
8.   Олейник И. В., Соснин В. А. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. - М.: Генезис, 2005. - 79 с.
9.   Основы религиоведения: учебник / под ред. проф. И.Н. Яблокова - М.: Высшая школа, 1998. - 368 с.
10.   Хассен С. Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 396 с.
11.   Хрюнова В. А. Психологические аспекты манипулятивного воздействия сект с использованием Интернета // Юридическая психология, 2010. № 1. С. 11-13.