Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2014 > Судебная и клиническая психология в юридическом контексте

Особенности эмоциональной регуляции поведения у лиц, совершивших сексуальные ООД

(1/1)

Васютина А.А.:
Особенности эмоциональной регуляции поведения у лиц, совершивших сексуальные ООД
Васютина А.А., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Булыгина В.Г.
В процессе исследования психических особенностей лиц, совершивших сексуальные ООД, многими авторами было выявлено наличие личностных черт, влияющих на полоролевое сознание (Антонян Ю. М., 1999) которые, в свою очередь, влияют на формирования отклонений в межличностных взаимоотношениях.
Ряд концепций, изучающих механизмы совершения сексуальных ООД и определяющих причины, обуславливающие данные действия, акцентируют свое внимание на аффективно-волевой сфере, связанной с наличием аффективной неустойчивости, нарушениями функции контроля эмоциональных реакций и состояний, когнитивных дефектов, влияющих на процесс идентификации и интерпретации своих эмоций и эмоциональных реакций жертвы. Таким образом обнаружение и изучение нарушений в механизмах восприятия эмоций и регуляции поведения, является задачей, направленной на решение вопросов прогноза и профилактики совершения сексуальных ООД и рецидивов подобного рода деликтов.
 Целью работы является изучение особенностей эмоциональной регуляции поведения у лиц, совершивших сексуальные преступления.
Гипотезами являются: 1) У лиц, совершивших сексуальные ООД, сужен тезаурус знаемых и испытываемых эмоций; 2) У лиц с парафильным поведением среди испытываемых эмоций преобладают негативные; 3) В зависимости от объекта сексуальных предпочтений у лиц с парафильным поведением будет различаться способность к идентификации эмоций лиц различных возрастных и гендерных групп.
Большинство теорий этиологии аномального сексуального поведения выделяют эмоциональный компонент, считая его одним из ведущих в механизме парафильного поведения. Ряд исследований, изучающие когнитивные и аффективные компоненты эмоциональной сферы при парафилии, указывают на сниженную способность к восприятию и идентификацию эмоций, выявляются нарушения в эмпатической способности. Исследования лиц с парафильным поведением указывают на наличие нарушений в процессе распознавания собственного эмоционального состояния и такового у жертвы, но при этом ряд исследований выявил высокое развитие идентификации детских эмоций, что, предположительно связанно с инфантилизмом данных лиц и идентификацией своего «Я» с детским образом (Kirsch L.G., 2007; Ward T., 2000).
Эмпирический материал исследования. В исследовании участвовали две группы обследуемых. Экспериментальную группу составили 27 лиц мужского пола в возрасте от 35 до 58 лет (средний возраст 38 лет), совершивших сексуальные ООД и находящихся на принудительном лечении в Московской Психиатрической Больнице №5. Объектами преступления являлись лица женского/мужского пола, несовершеннолетние/малолетние подростки, а также дети мужского/женского пола. Данные лица имеют психические заболевания: шизофрения, органические психические заболевания, олигофрения. Контрольную группу составили 26 лиц мужского пола в возрасте от 26 до 50 лет (средний возраст 35 лет), психически здоровых с нормосообразным просоциальным поведением. Всего было обследовано 53 человека.
Диагностический комплекс включает набор оригинальных методик: 1) «Тезаурус эмоций», направлен на определения общего уровня осведомленности человека в эмоциональной сфере; 2) «Классификатор эмоций», направлен на определение уровня восприятия собственных эмоций и способности их вербализации; 3) «Поведенческие корреляты эмоций», направлен на изучение особенностей восприятия и переживания определенного спектра эмоций в поведенческом аспекте; 4) «Кодирование эмоций», направлена на изучение процесса восприятия эмоций и метафорического определение их через предмет, явление и ощущение; 5) «Идентификация эмоций», направлена на изучение процесса идентификации эмоций по схематическим изображениям лиц; 6) «Ситуативная идентификация эмоций», направлена на изучение идентификации эмоций с ситуационных иллюстраций; 7) «Распознавание эмоций» (Булыгина В.Г., Макурин А.А., 2009), предназначена для выявления способности человека считывать эмоции с мимического выражения лица.
Сопоставление обследуемых групп проводилось с использованием частотного анализа, анализа сопряженности, непараметрической вариационной статистики U-критерия Манна-Уитни, дисперсионного анализа и анализа корреляций при помощи критерия r-Пирсона.
Результаты исследования и их обсуждение.
В ходе исследования уровня общей осведомленности («словаря эмоций») было выявлено, что средний показатель количества названных эмоций у лиц, совершивших сексуальные ООД ниже, чем у лиц с нормосообразным поведением. При этом средний показатель количества названных как положительных, так и отрицательных эмоций у лиц с парафилиями ниже, чем у лиц с нормосообразным поведением. Низкий уровень осведомленности в эмоциональной сфере у данных лиц связан со сниженной эмпатической способностью и когнитивными нарушениями полового самосознания, что подтверждается рядом исследований (Blumenthal S., 1999; Haywood T.W., 1994). Была выявлена корреляционно значимая связь между показателями положительных и отрицательных эмоций как в контрольной (r = 0,595), так и в экспериментальной группе (r = 0,548). То есть количество названных положительных эмоций связано с количеством названных отрицательных эмоций и, чем больше обследуемый называет одних, тем больше способен назвать эмоций противоположной группы.
В контрольной группе лучше всего распознаются эмоции: радость, удивление, гнев, страх и стыд. Неправильно интерпретируются эмоции: интерес, горе, отвращение. В экспериментальной группе верно распознавались эмоции: радость, гнев, страх. Неверно интерпретировались эмоции: интерес, удивление, горе, отвращение, стыд. Специфичной для лиц, совершивших сексуальные ООД, является неспособность правильно идентифицировать эмоции удивления и стыда. При этом у данных лиц снижены показатели идентификации эмоций «интерес» и «страх», а показатели идентификации эмоций «радость», «гнев» и «отвращение» несколько выше по сравнению с контрольной группой.
Лучше идентифицируют эмоции лица, совершившие сексуальные ООД в отношении женщин, и лица с диагнозом шизофрения. Хуже данный процесс происходит у лиц, совершивших сексуальные действия против детей мужского пола.
В процессе идентификации эмоции наибольшие затруднения возникают при узнавании эмоции «интерес-возбуждение» и «горе-страдание». При этом лица с парафильным поведением идентифицировали эмоцию «интерес-возбуждение» как «радость-веселье»; эмоцию «горе-страдание» – как «печаль», «злость»; «отвращение» – как «злость»; «стыд-унижение» – как «страх», «удивление».
Сложности идентификации эмоций у лиц с парафилиями возникли с эмоциями «гордость» и «счастье». При этом успешно данная группа идентифицирует такие эмоции, как: «гнев», «страх» и «стыд». Амбивалентное отношение выявлено к эмоции «любовь».
Наилучшие показатели идентификации всех гендерных и возрастных групп выявлено у лиц, объектом сексуальных преступлений которых явились женщины. Низкие результаты процесса идентификации всего спектра эмоций были выявлены среди лиц, объектом сексуального действия которых явились малолетние подростки и дети мужского пола.
Выводы исследования:
1. У лиц, совершивших сексуальные ООД, нарушена способность к идентификации эмоций. Специфичным для лиц, совершивших сексуальные ООД, является неспособность правильно идентифицировать такие эмоции, как удивление и стыд. Затруднения в процессе узнавания эмоции со схематических изображений возникают при узнавании эмоции «интерес-возбуждение» и «горе-страдание». Наибольшие сложности идентификации эмоций у лиц, совершивших сексуальные ООД, возникают по отношению к эмоциям «гордость» и «счастье».
2. В зависимости от объекта сексуального предпочтения у лиц, совершивших сексуальные ООД, существуют трудности в распознавании различных эмоций. Успешнее процесс идентификации эмоций наблюдается у лиц, совершивших сексуальное преступление по отношению к женщине. Наиболее дефектным процесс идентификации эмоций является у лиц, совершивших сексуальные действия против детей мужского пола.
3. Существуют различия в идентификации эмоций у лиц с парафильным поведением в зависимости от половой принадлежности и возрастной категории объекта.
4. Выраженные трудности идентификации эмоций различных возрастных и гендерных групп у лиц, совершивших сексуальные ООД, отмечаются при предъявлении таких эмоций, как «гордость» и «счастье». Наиболее успешно идентифицируются такие эмоции, как: «гнев», «страх» и «стыд».

Список литературы:
1.   Антонян Ю. М. и др. Криминальная сексология / Антонян Ю. М., Ткаченко А. А., Шостакович Б. В.; Под ред. Антоняна Ю. М. — М.: Спарк, 1999. — 464 с.
2.   Blumenthal S, Gudjonsson G, Burns J. Cognitive distortions and blame attribution in sex offenders against adults and children// Child Abuse Negl. 1999;23:129-143.
3.   Haywood T.W., Grossman L.S. Denial of deviant sexual arousal and psychopathology in child molesters// Behav. Ther. 1994. р. 327-340.
4.   Kirsch L.G., Becker J.V. Emotional deficits in psychopathy and sexual sadism: implications for violent and sadistic behavior // Clinical psychology review, N 8, 2007.
5.   Ward T., Keenan T., Hudson S. Understanding cognitive, affective, and intimacy deficits in sexual offenders: a developmental perspective // Agression and violent behavior, N 1, 2000.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии