Автор Тема: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕЛЕСНОГО АСПЕКТА...  (Прочитано 2075 раз)

Харланова М.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕЛЕСНОГО АСПЕКТА ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МУЖЧИН

Харланова М.М., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Н.В. Дворянчиков

На данный момент в России изучению телесного аспекта гендерной идентичности уделено мало внимания, а социальная сфера влияния развивается  довольно стремительно. Не смотря на отсутствие единого  понятийного и концептуального аппарата в данной области, отечественные психологи, занимающиеся изучением этой проблемы: Арина Г.А., Николаева В.В., Тхостов А.Ш., Дорожевец А. Н., Соколова Б. Т.,  Баскаков В.Ю., сходятся во мнение, что к изучению телесности стоит подходить не только с биологической, но и социальной, культурно - исторической позиции (Тхостов А.Ш., 2002), (Николаева В.В, Арина, Г.А, 2007).
СМИ, как источник вторичной социализации, охватывающий зрелую, уже сформированную личность, в наше время имеет возрастающее влияние, транслируя в общество следующие тенденции:
a)   Активно распространяющееся феминистское течение, берущее своё начало в истории с 19 века и актуальное и в наши дни;
b)   Тенденция к модернизации тела мужчины в сторону высокой степени  выраженности мышечной массы, как показатель превосходства над женщинами, которые в силу своей морфологии, способствующей репродуктивной функции, не способны к таким проявлениям (Берн Ш., 2004);
Подобные  социальные явления отражаются на процессе становления гендерной идентичности мужчин.
Гендерная идентичность представляет собой сложную иерархическую структуру, компонентами которой, по мнению ряда авторов, являются главным образом следующие компоненты:
1.   Базовая идентичность или телесный компонент, определяющий морфо-биологические различия;
2.   Полоролевая идентичность или социально – типический компонент, определяющий стереотипы, поведение, предпочтения, в том числе, сексуальные;
3.   Эмоционально – личностный компонент, определяющий индивидуальность, направленность личности;
Гармоничное сочетание данных аспектов приводит к становлению  гендерной идентичности и набору качеств, обеспечивающих высокую адаптивность индивида в данном социуме (Клецина И.С., 2004). Но адаптация подразумевает некоторые изменение под влиянием социально – психологических факторов, определяющих актуальную обстановку (Ениколопов, С.Н., Дворянчиков Н.В., 2001).
Для того чтобы проследить особенности  влияние социально – психологических факторов на формирование базового компонента идентичности, было проведено исследования, в котором приняли участие мужчины в возрасте от 18 до 25 лет.  На основании методик, выявляющих специфику параметров гендерной идентичности (методика «МиФ» (Маскулинность и Фемининность) в адаптации Н.В. Дворянчикова;  Методика «ФПО» (Фигура-Поза-Одежда) Д.К. Саламовой, Н.В. Дворянчикова и С.Н. Ениколопова, «МИС» (Методика исследования самоотношения) С.Р. Пантелеева (Пантелеев С.Р., 1993); Вопросник  «Комплекс Адониса» в адаптации Н.А. Павликовой) с помощью факторного анализа было сформировано десять факторов, оказывающих влияние на формирование гендерной идентичности мужчин:
Фактор №1 - Полоролевые представления;
Фактор №2 - Фемининность образов;
Фактор №3 - Внутренние противоречия;
Фактор №4 – Идентичность;
Фактор №5 - Социальные представления;
Фактор №6 - Маскулинность образов;
Фактор №7 - Полоролевые идеалы;
Фактор №8 - Ошибки в восприятие образов;
Фактор №9 - Телесное восприятие;
Фактор №10 - Ошибка в восприятие (оценивание) партнёра;
Выделив в экспериментальную группу 35 мужчин, не удовлетворенных  восприятием собственного тела (на основании вопросника «Комплекс Адониса»), были обнаружены значимые различия по U-критерию Манна-Уитни с контрольной группой в таких параметрах, как:
1.   «На самом деле я…», маскулинная составляющая
2.   «Мужчины считают, что я…», маскулинная составляющая
3.   «Мужчины считают, что я…», фемининная составляющая
4.    «Мой реальный сексуальный партнер...», маскулинная составляющая
5.   «Мой реальный сексуальный партнер...», фемининная составляющая
6.   Самоуверенность
7.   Самопривязанность
Все средние показатели по данным параметрам в экспериментальной группе выше, чем в контрольной.
При проведении корреляции методом Спирмена полученных различающихся переменных были определены следующие положительные корреляции в параметрах:
1.   «На самом деле я…», маскулинное – «Мужчины считают, что я…», маскулинное; «Женщины считают, что я…», маскулинное (0,565)
2.   «Мужчины считают, что я…», маскулинное – «На самом деле я…», маскулинное (0,550); «Мужчина должен быть...», маскулинное (0,463); «Женщина должна быть…», маскулинное (0,459); «Женщины считают, что я…», маскулинное (0,466); «Хотелось бы, чтобы я был…», фемининное (0,739); «Хотелось бы, чтобы я был…», маскулинное (0,654);
3.   «Женщины считают, что я…», фемининное – «На самом деле я…», фемининное (0,566); «Мужчина должен быть…», фемининное (0,564); «Женщина должна быть…», фемининное (0,590); «Хотелось бы, чтобы я был…», фемининное (0,626); «Мой реальный сексуальный партнёр…», фемининное (0,426);
4.   «Мой реальный сексуальный партнёр…», маскулинное – «Женщина должна быть…», маскулинное (0,528); «Хотелось бы, чтобы мой сексуальный партнёр был…», маскулинное (0,662);  Идеал (в женских образах) (0,426); Идел (в недифференцированных образах) (0,490)
5.   «Мой реальный секс партнёр…»», фемининное –  «Мужчины считаю, что я…», фемининное (0,555); «Хотелось бы, чтобы я был…», фемининное (0,563); «Хотелось бы, чтобы мой сексуальный партнёр был…», фемининное  (0,454); «Социальный образ мужчины в СМИ и на ТВ…», фемининное (0,471); Внутренняя конфликтность (0,463), Идентичность (в мужских образах) (0,428)
6.   Самоуверенность -  «Социальный образ мужчины в СМИ и на ТВ…», маскулинное (0,602); Количество часов, проводимых в интернете (0,425), Качества мужские (в женских образах) (0,437)
7.   Самопривязанность – «Мужчина должен быть…», фемининное (0,476)
Таким образом, соотнеся полученные данные с ранее выявленными факторами, можно предположить, что факторы № 1,2,3,10  оказывают влияние  на формирование телесного аспекта гендерной идентичности. Нарушение в восприятие мужчинами образа собственного тела, вероятно, обуславливает их склонность к искажённому восприятию полоролевых образов, у них наблюдается:
1)   Тенденция к максимально завышенным показателям маскулинности и фемининности, как в мужских, так и женских образах;
2)    Противоположное восприятие и стереотипизация мужских и женских образов. Наряду с сильно маскулинным представлением образа своего тела, им свойственно в ситуациях социальной интеракции на первый план выносить свои высокие фемининные качества, с целью компенсации смены гендерных ролей.
Мы проследили, как телесный аспект затрагивает каждое звено структуры гендерной идентичности, поэтому необходимо комплексное изучение современного феномена Комплекс Адониса (Pope H.G., Phillips K.A., Olivardia R., 2000).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арина, Г.А., Николаева, В.В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа  // Психология телесности между душой и телом / под ред. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. – М. : АСТ МОСКВА, –  2007. – С. 222 – 236.
2. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – М. : Прайм - Еврознак, 2004. – 320 с.
3. Ениколопов, С.Н., Дворянчиков, Н.В. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии // Психологический журнал. – 2001.  – Т. 22. № 3. – С. 100 – 115
4. Клецина, И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика / И.С. Клецина. – СПб. : Алетейя, 2004. – 256 с.
5. Пантелеев, С. Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. – М. : Смысл, 1993. – 32 с.
6. Тхостов, А.Ш. Психология телесности/ А.Ш. Тхостов. – М. : Смысл, – 2002. –  287 с.
7. Pope, H.G., Phillips, K.A., Olivardia, R. «The Adonis Complex: The Secret Crisis of male Body Obsession » / H.G. Pope, K.A. Phillips, R. Olivardia. – New York : The Free Press, 2000. – 236 p.