Автор Тема: Педагогическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел  (Прочитано 3902 раз)

Бахов А.Х.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Педагогическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел

Бахов А.Х., курсант ФГОУ ВПО
«Ростовский юридический институт МВД РФ», Ростов-на-Дону
Научный руководитель – кандидат юридических наук Буткова Т.А.

Борьба за правопорядок и законность на современном этапе – это борьба за умы людей, за их цивилизованное и справедливое отношение к другим людям, к человеческим, общественным ценностям и нормам права. По мере демократизации жизни российского общества все большую роль будет приобретать не насильственное принуждение граждан к соблюдению норм права, а уважение к ним и потребность в правомерном поведении, обусловленные воспитанностью, образованностью, обученностью и развитостью. Это означает, что роль педагогической системы общества в условиях реформирования правоохранительной системы возрастает и все сильнее сказывается на всей правовой сфере государственной и общественной жизни, на законности и правопорядке (Юридическая педагогика, 2004).
Педагогика, как наука о целенаправленном формировании личности и человеческих ценностей, не обладает мощью государственной власти и не может волевыми решениями перестроить общество. Но она сильна вооруженностью опытом жизни многих поколений людей и разных стран, богатством, достоверностью и неопровержимостью своих знаний о том, кем быть человеку, каким быть, как им стать. Она не может приказывать, но она может убеждать силой своего знания и примера (Общая педагогика, 2006).
Педагогическая подготовленность – важный компонент цивилизованности современного человека, нужный ему для успеха в жизни и выполнении в ней различных социальных ролей. Данное понятие включает в себя:
    знание основных категорий педагогики (образование, воспитание, обучение, развитие) и понимание обозначаемых ими педагогических явлений;
    использование оптимальных методов обучения и воспитания, приемов педагогического такта;
    умение осуществлять элементарный педагогический анализ жизненных, семейных, образовательных, учебных, трудовых, воспитательных ситуаций;
    умение прогнозировать педагогические последствия решений и действий, затрагивающих интересы других людей;
    потребность в установлении в трудовом коллективе благоприятного морально-психологического климата;
    понимание педагогического влияния различных обстоятельств профессиональной деятельности на свою личность и на других, умение обеспечивать положительное влияние и предупреждать негативное, и многое другое.
Педагогическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел определяется, прежде всего, степенью их собственной воспитанности, образованности, обученности и развитости. Выработка этих ценнейших свойств у человека бессмысленна, если ограничена во времени и осуществляется непосредственно в момент наступления кризисных ситуаций. Она должна носить заблаговременный характер и реализовываться систематически в повседневной деятельности.
Общая образованность сотрудника характеризуется пониманием закономерностей жизни и деятельности человека, общества в целом, возможностей самореализации, активного самообразования, приобщения к культуре.
Профессиональная образованность сотрудника есть понимание своей профессии и ее места в обществе, своей собственной жизни и умение оперативно ориентироваться в ходе решения проблем жизни людей.
«Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность» (Кукушин В.С., 2004). Общая воспитанность сотрудника характеризуется признанием общечеловеческих ценностей, уважением к правам и свободам человека; гражданской зрелостью и общественной активностью; обладанием культурой поведения и твердостью моральных убеждений (Общая педагогика, 2006).
Профессиональная воспитанность сотрудника проявляется в любви к своей профессии, культуре поведения в коллективе, чувстве профессионального долга и ответственности, уважении к закону.
Показателем обученности сотрудника является степень усвоения и обогащения опыта предыдущих поколений служителей закона, стремления к непрерывному самосовершенствованию и достижению максимальных профессиональных результатов, психолого-педагогической компетентности взаимодействия с общественностью, гражданами, средствами массовой информации при решении служебных задач.
Образование, воспитание, обучение закономерно сказываются на развитии сотрудника правоохранительных органов. Это воздействие имеет наиболее углубленный характер, многократно усиливается, когда эти процессы носят развивающий характер, принимаются специальные педагогические меры, определяющие быстрый темп, интенсивность умственного и физического труда.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, предназначенным выполнять на профессиональной основе задачи по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, повышению культуры людей. Миссия эта ответственная и специализированная.
Требования соблюдать нормы права, уважать закон может предъявлять, прежде всего, профессионально и педагогически подготовленный сотрудник органов внутренних дел.
Именно сотрудник органов внутренних дел в большинстве случаев оказывается первым представителем государственной власти, с которым сталкивается правонарушитель; первым оценивает антиобщественные, безнравственные поступки и от имени государства применяет принудительные санкции к правонарушителям.
Этим и объясняется то, что за нарушение норм морали общество осуждает сотрудников органов внутренних значительно строже, чем лиц других специальностей.
Мастерство, профессиональный опыт сотрудника только тогда приобретают истинную ценность, когда они сочетаются с высоким уровнем педагогической подготовленности, нравственной зрелостью и образцовой культурой поведения.
Формированию педагогической подготовленности сотрудника органов внутренних дел способствует управление собственным развитием, которое осуществляется, в первую очередь, посредством самовоспитания. Стимулами самовоспитания являются внутреннее стремление и воля человека. Для того чтобы сотрудники органов внутренних дел начали проявлять соответствующую активность, влияние этих стимулов должно быть ими осознанным и стать аргументом их повседневной деятельности.
Прежде всего это означает умение взять на себя личную ответственность за собственную жизнь. Перекладывая эту ответственность на других, вы попадаете в зависимость от них, и ваше развитие замедляется.
Иными словами, для того, чтобы добиться хороших результатов, надо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие (Введение в педагогическую деятельность, 2004).
Специфика службы требует от сотрудников органов внутренних дел мобилизации всех физических и психических потенциалов. При осуществлении борьбы с преступностью и охране общественного порядка чрезвычайно важное значение имеет достижение понимания, одобрения и поддержки населением деятельности правоохранительных органов. Сотрудники особенно нуждаются в содействии  и уважении окружающих. Без повышения уровня педагогической подготовленности это не представляется возможным.
Реализация таких основных педагогических задач, как формирование положительных черт характера, правильного поведения, полноценной личности, не просто соприкасается, но и неразрывно связана с правоохранительной деятельностью. Чтобы с успехом двигаться к лучшему будущему, добиваться более высоких результатов в  работе сотрудников органов внутренних дел, непременно следует использовать накопленный опыт и современные достижения педагогической науки.

Список литературы:
1.   Юридическая педагогика: Учебник для студентов вузов/Отв. ред. В.Я. Кикоть, А.М. Столяренко. М.: Закон и право, 2004.
2.   Общая педагогика: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (030000)/А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
3.   Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие. Изд. 2-е, переб. и доп. Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.
4.   Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др.; Под ред. А.С. Роботовой. М.: Академия, 2004.