Автор Тема: Роль патопсихологических симптомокомплексов при судебно-экспертной оценке...  (Прочитано 2357 раз)

Черненьков А.Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Роль патопсихологических симптомокомплексов при судебно-экспертной оценке сделкоспособности лиц с синдромом зависимости от алкоголя

Черненьков А.Д., студент Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Ф.С. Сафуанов

Гражданский кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс, введенный с февраля 2003г. расширили возможности граждан распоряжаться своим недвижимым имуществом. Однако лица, страдающие различного рода психическими расстройствами, не всегда способны воспользоваться своими правами без ущерба для себя и своих близких, в том числе совершать имущественные сделки. В связи с этим в период с 2003 по 2014 год количество экспертиз о признании неспособности лица к совершению сделки возросло почти в 2 раза, с 1378 до 2 543 (Т.Б.Дмитриева, А.Р.Мохонько, Л.А.Муганцева, 2014). Среди всех подэкспертных, проходивших обследование в ГНЦ ССП им. Сербского за последние 5 лет доля лиц, проходивших экспертизу именно по делам о признании сделки недействительной, составила 50,3%.
Наиболее перспективным путем повышения эффективности диагностики и уточнения критериев экспертной оценки считаем использование понятия патопсихологического симптомокомплекса. По нашему мнению, данное понятие целесообразно применять не только в нозологической диагностике как дополнение к психиатрическому обследованию, но и при решении сугубо экспертных задач. Так как использование патопсихологических симптомокомплексов способствует существенному повышению точности диагностики при изучении стертых форм психической патологии, повышает продуктивность мышления эксперта-психолога и в значительной мере уменьшает вероятность ошибки. Кроме этого, такой подход позволит повысить транслируемость и унифицируемость судебно экспертных оценок сделкоспособности. В связи с этим целью настоящей работы является выявление патопсихологического сиптомокомплекса лиц с синдромом зависимости от алкоголя, обусловливающего их не способность понимать значение своих действий и руководить ими в период совершения сделки.
Выборку нашего исследования составили 30 подэкспертных, страдающих синдромом зависимости от алкоголя и проходивших СПЭ или КСППЭ по делам о признании сделок недействительными в ГНЦ ССП им. Сербского в период с 2006 по 2014 годы. Исследовались архивные экспертные заключения по результатам экспериментально-психологических исследований. Выборка была разделена на две группы в зависимости от экспертного решения:
1.   Сделкоспособные  (9 человек: 8 мужчин и 1 женщина);
2.   Несделкоспособные  (21 человек: 15 мужчин и 6 женщин).
Основным методом исследования в данной работе был контент-анализ экспертных заключений по результатам экспериментально-психологических исследований (ЭПИ). Единицами контент-анализа были выбраны 46 признаков, объединенных в 17 категорий, характеризующих познавательную сферу и 10 признаков, объединенных в 5 категорий, характеризующих личностную сферу.
Для изучения внутренней структуры симптомокомплексов использовался иерархический кластерный анализ (с использованием меры средней связи).
Для определения диагностической информативности того или иного признака был применен информационный критерий Кульбака (Гублер Е.В., 1970).
Кластерный анализ
Результаты по кластерному анализу группы сделкоспособных испытуемых показывают, что в данной группе выделяются четыре разнородных подгруппы подэкспертных, имеющих следующие расстройства соответственно:
1.   Снижение познавательных функций (внимание и мышление).
2.   Все функции сохранны, но наблюдаются колебания психической активности в виде колебаний работоспособности, внимания и процесса обобщения.
3.   Снижение опосредованного запоминания.
4.   Снижение непосредственного запоминания, снижение операционального компонента мышления, а также эмоционально-волевые нарушения в виде эмоционально-личностной незрелости и нарушения критико-прогностической функции.
Таким образом, в группе сделкоспособных больных алкоголизмом выявляется целый диапазон сочетаний патопсихологических признаков. Характерным является тот факт, что ни одно из приведенных выше сочетаний симптомов не охватывает все сферы психической деятельности. В каждом случае могут быть снижены отдельные звенья, но нет тотального нарушения, с вовлечением всех сфер психики.
Группа несделкоспособных подэкспертных включает два больших кластера. В первом из них можно наблюдать нарушение психической деятельности с вовлечением, так или иначе, всех сфер психики. Именно такое тотальное нарушение психических функций обусловливает неспособность данной группы подэкспертных понимать значение своих действий и руководить ими при заключении сделки.
 Во втором большом кластере нарушения касаются только критико-прогностической функции и операционального компонента мышления. Несделкоспособность данной группы подэкспертных определяется сочетанием индивидуальных качеств и воздействия среды, то есть влиянием (давлением) иных лиц. Вероятно, способность к осознанию и регуляции своих действий при заключении сделки была нарушена у таких подэкспертных в силу опьянения, состояния абстиненции, обмана  и принуждения.
Информативность признаков
Наиболее информативными признаками, с большей вероятностью указывающими на то, что испытуемый мог понимать значение своих действий и руководить ими при заключении сделки, являются следующие (в порядке убывания информативности):
•   Снижение объема опосредованного запоминания
•   Функциональный уровень обобщения
•   Непоследовательность
•   Лабильность мышления (динамический аспект мышления)
•   Личностная незрелость
•   Динамический аспект мышления без нарушений
Наиболее информативными признаками, с большей вероятностью указывающими на то, что испытуемый не мог понимать значение своих действий и руководить или при заключении сделки, являются следующие (в порядке убывания информативности):
• Недоступность условного смысла
• Истощаемость
• Пренебрежение общественными нормами с ориентацией на субъективные
• Грубое снижение объема опосредованного запоминания
• Достаточный объем опосредованного запоминания
• Инертность мышления (динамический аспект мышления)
• Конкретный уровень обобщения
• Нарушение способности к установлению логических связей
• Грубое снижение объема непосредственного запоминания
• Нарушение произвольной регуляции поведения
• Снижение распределения внимания
• Снижение концентрации внимания
• Эмоциональная неустойчивость
В целом наибольшей информативностью обладает сфера мышления. Именно эта сфера содержит патопсихологические признаки, ярче всего отделяющие сделкоспособных от несделкоспособных.
Анализируя данные по сфере памяти, отметим, что выраженное снижение объема как непосредственного, так и опосредованного запоминания, является значимым показателем, свидетельствующим в пользу признания подэкспертного несделкоспособным.
В эмоционально-волевой сфере наиболее информативными оказались такие патопсихологические показатели: личностная незрелость, эмоциональная неустойчивость, пренебрежение общественными нормами с ориентацией на субъективные нормы, а также нарушение произвольной регуляции поведения. При этом личностная незрелость указывает на сделкоспособность подэкспертного, а все остальные из названных – на несделкоспособность.
Нарушения внимания являются существенно менее информативными, чем нарушения в сферах, описанных выше.
Примечательно, что нарушение критико-прогностической функции, вопреки ожиданиям, оказалось абсолютно неинформативным признаком, так как с одинаковой частотой встречается в обеих группах.
Резюме: В данной работе авторами были выявлены патопсихологические симптомокомплексы лиц с синдромом зависимости от алкоголя, оспаривающих действительность сделки, которые могли и не могли понимать значение своих действий и руководить ими в период совершения сделки.
Кроме того, была проведена оценка информативности рассматриваемых патопсихологических показателей (наличия либо отсутствия того или иного симптома).

Список литературы
1. Гублер, Е.В. Вычислительные методы распознавания патологических процессов / Е.В. Гублер. – Л: Медицина, 1970. – 319 с.
2. Дмитриева, Т.Б. Основные показатели деятельности судебно-психиатрической экспертной службы Российской Федерации в 2014 г.: Аналитический обзор / Т.Б. Дмитриева, А.Р. Мохонько, Л.А. Муганцева. / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. - М. 2014. - 139 с.