Автор Тема: ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС  (Прочитано 3229 раз)

Борисова Д.П.

  • Гость
ЭМПАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС

Борисова Д.П. студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Н.В. Дворянчиков

Проблема развития эмпатии приобретает с каждым годом большую  актуальность за счет общих тенденций развития современного общества, которое становится более жестоким, прагматичным и в некоторой степени ригидным (Смольянинова Е.Ф., 2010). Ряд исследователей, таких как А.А. Бодалев, Р. Мэй, Д. Ниренберг, Е.И. Рогов, К. Рудестам, И.М. Юсупов, характеризуют эмпатию как ключ к подлинному пониманию человека. Эмпатия составляет ядро коммуникации, способствует сбалансированности межличностных отношений, социальной адекватности поведения человека (Елеференко И.О., 2010).
Эмпатия,  в соответствии с психологическим словарем – «постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека» (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1990). Исходя из существования разногласий в различных направлениях исследований и трактовке процесса эмпатии целесообразным будет привести более полное определение данного понятия: «сложное многоуровневое личностное образование, структура которого представляет собой совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих характеристик человека, заключающихся в постижении эмоционального состояния, проникновения, вчувствования в переживания другого» (Елеференко И.О., 2010).
В настоящее время большое внимание уделяется исследованию эмпатийных способностей профессий, связанных с взаимодействием между людьми.  Одной из таких деятельностей является служба в уголовно-исполнительной системе, которая также находится в поле зрения ученых и требует детального изучения. Профессиональная деятельность сотрудников пенитенциарной системы касается организации своей работы в социально-психологическом поле и является напряженной и стрессогенной. Сотрудники постоянно включены в деятельность, которая может повлечь возникновение негативных эмоций, что требует, в свою очередь, использования психологических защит. Исходя из этого, служащие становятся менее эмпатичными и проявляют более жесткие способы общения со спецконтингентом.
Служба в УИС - это один из видов государственной службы, который обладает рядом специфических особенностей. Так, сотрудник должен проявлять сдержанность в профессиональном общении, ограничивать круг контактов, постоянно контролировать свое поведение, чувства, эмоции. Условия работы таковы, что служащие обладают одновременно полярной ролью: находясь в атмосфере чужих отрицательных эмоций, они служат раздражителем и одновременно утешителем, что проявляется в требовании быть эмпатичным (вникать в проблемы, оказывать помощь в их разрешении). Данный факт, а также переживания, связанные с чужими проблемами, не могут не сказаться на личности сотрудника и его работоспособности.
Исходя из особенностей труда пенитенциарных служащих, возникает необходимость в детальном исследовании эмоционального компонента личности сотрудников, а в частности эмпатических способностей, так как, имея дело с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, человек, обладающий достаточным уровнем развития эмпатии, находит эмоциональный отклик на сложившиеся обстоятельства. Данный факт имеет две стороны: с одной – чрезмерное эмпатийное поведение по отношению к спецконтингенту мешает выполнению служебных задач, с другой – отсутствие эмпатии способно провоцировать коммуникативные трудности.
Способность к эмпатии позволяет сотруднику не только понять эмоциональное состояние осужденного, но и иметь возможность оценивать достоверность поступающей от него информации, давать более точный прогноз в отношении его поведения в той или иной ситуации. Более того, проявление сопереживания или сочувствия по отношению к партнеру по взаимодействию приводит к установлению психологического контакта между сотрудником и осужденным. Наличие определенной степени доверия приводит к искренности в беседе, а также обеспечивает возможность действенных воспитательных и коррекционных воздействий со стороны сотрудника.
На современном этапе исследования эмпатии сотрудников уголовно-исполнительной системы еще не так популярны и обширны. Существуют различные направления исследования эмоциональной сферы, например, такие, как эмоциональная активность, эмоциональный интеллект. Некоторые авторы тему эмпатии рассматривают в контексте эмоционального выгорания. Исследования эмпатии, как одной из структур эмоциональной сферы также встречаются, но они не так распространены и рассматривают интересующий нас компонент с точки зрения личностных черт, необходимых для поступления на службу.
Вопрос непосредственного общения с людьми, относящимися к группе спецконтенгета, как самостоятельная область исследования не выделяется: нет конкретной обращенности на выявление оказываемого воздействия на личность человека. На наш взгляд, важно обратить внимание на тесный контакт сотрудников с лицами, имеющими судимость, рассмотреть, какую роль это общение оказывает на проявление и развитие эмпатии.
В настоящее время наше исследование еще проводится и окончательные результаты не получены. При разработке данной темы и формировании плана исследования нами были получены предварительные результаты:
1.   Непосредственное общение сотрудников УИС с осужденными влияет на уровень их эмпатических способностей, что проявляется в снижении уровня проявляемой эмпатии за счет режимных условий работы и четкой деятельностной установки, что способствует уплощению эмоциональных реакций на психотравмирующую и социально значимую ситуацию.
2.   Уровень эмпатии у сотрудников УИС отличается от показателей работников, не связанных со службой в пенитенциарной системе, и снижен за счет особых условий труда, связанных с тесным взаимодействием с криминальной субкультурой и, соответственно, в условиях постоянного влияния сложной психотравмирующей ситуации.
3.   У лиц с низким уровнем эмпатийных способностей отмечается напряженность психологических защит, связанная с невозможностью проявления эмпатии и необходимостью эмоциональной дистанцированности и соблюдения профессиональной компетенции. Также различаются используемые психологические защиты в зависимости от уровня развития эмпатии.

Литература:
1. Гордеева М.А. Эмоциональное выгорание государственных служащих. //Теория и практика общественного развития. – 2014. - №9. – С. 43-45.
2. Гришкова Н.М. Эмпатия в профессиональной деятельности юриста // Уголовно-исполнительная система России в условиях реформирования: Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции адъюнктов, курсантов, студентов и слушателей (Вологда, 30 апреля 2010 г.). - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2010. - С. 124-127.
3. Елеференко И.О. Эмпатия как основание коммуникации // Культурная жизнь Юга России. – 2010. - №4 (38). – С. 33-36.
4. Коданев В.Л. Эмпатия как профессионально важное качество сотрудников УИС // Уголовная и уголовно-исполнительная политика современной России: проблемы формирования и реализации. Тезисы Международной научно-практической конференции (Вологда, 14-15 декабря 2006 г.): В 2-х частях. - Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006, Ч. 2. - С. 215-216.
5. Плотникова А.Н. Факторы, способствующие развитию синдрома «эмоционального выгорания» сотрудников пенитенциарной системы // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2007. - №2 (29). – С. 44-46.
6. Погадаева Е.В. Специфика эмоционального интеллекта сотрудников уголовно-исполнительной системы [Текст] / Е. В. Погадаева // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 711-713.
7. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат,1990. 494 с.
8. Семенова Ю.В. Индивидуально-психологические особенности сотрудников правоохранительных органов // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. - № 5. – С. 175-181.
9. Смольянинова Е.Ф. Развитие эмпатии как фактора профессиональной мобильности // Актуальные проблемы психологического знаия. – 2010. – №4. - С. 114-121.