Межвузовская научно-практическая интернет-конференция по юридической психологии - 2015 > Пенитенциарная психология и практика исполнения

Трансформации мотивационно-смысловой сферы осужденных женщин...

(1/1)

Воробьева О.:
Трансформации мотивационно-смысловой сферы осужденных женщин, имеющих детей
Воробьева О. А., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – М.Г. Дебольский
Целью уголовно наказания является изменение личности осужденного, которое обеспечило бы профилактику повторных преступлений и готовность вести законопослушный образ жизни. Вместе с тем анализ работ по данной проблеме позволяет говорить о том, что в процессе отбывания наказания, нередко, у осужденных развиваются негативные свойства личности, такие как неуважение, к обществу, отчуждённость, склонность к насилию, агрессивность, корысть (Ушатиков А. И., 2001). Отмечается проблема девиантного материнства, особенно, в рамках пенитенциарных учреждений (Луговская С. В., 2011).
Поэтому наша работа посвящена исследованию содержания и особенностей трансформации мотивационно-смысловой сферы осужденных женщин, имеющих детей, в процессе отбывания наказания (на этапе адаптации к ИК и при подготовке к освобождению условно досрочно и перед освобождением по   отбытии срока наказания ). В работе также  исследуются особенности проявления материнских чувств осужденных женщин, имеющих детей, за пределами ИК.
Теоритической основой нашего исследования является положение Д. А. Леонтьева о системном строении смысловой сферы (1999). Положения авторов о  роли, функциях, структуре смысловой сферы как регулятора поведения и деятельности личности, и факторах, детерминирующих её развитие; концепции, которые рассматривают смысловую сферу как динамический процесс (Леонтьев А. Н., 1977; Выготский Л. С., 1982; Василюк Ф. Е., 1984; Братусь Б. С., 1988; Франкл В., 1997; Леонтьев Д. А.,1999). Учитывались также теоритические положения о деформации материнских чувств у осужденных женщин-матерей, эффективности взаимодействия матери и ребенка для восстановления материнских чувств и успешной ресоциализации (Луговская С. В., 2001; Мухина В. С., 2003; Дебольский М.Г., 2014).
Д. А. Леонтьев (1999) различает три класса, с помощью которых происходит трансформация смысловых структур ‒ процессы смыслообразования, смыслосознания и смыслостроительства.
В нашей работе мы уделяем внимание процессам смыслостроительства, которые, по мнению Ф. Е. Василюка (1984), происходят в трех классах ситуации: личные вклады, художественное переживание и критическая перестройка.
Больше всего внимания мы уделяем смыслостроительству в критических ситуациях. Критическая ситуация характеризуется невозможностью привычными способами разрешить противоречия (конфликт), реализовать значимые ценности, устранить несоответствие, между сознанием и образом жизни человека. Это могут быть люди с соматическими заболеваниями, оказавшиеся в экстремальной для жизни ситуации, пережившие личные потери, и также осужденные
В исследовании приняли участие 48 осужденных женщин Можайской исправительной колонии УФСИН России по Московской области. Из них 24 осужденных женщин, имеющих детей и контрольная группа – это осужденные женщины не имеющих детей. Дополнительно группы были разделены по сроку пребывания в ИК: адаптационный период (до 6месяцев), половины отбытого срока и перед освобождением. Возраст детей до 14‒15 лет. Возраст женщин от 20 до 40 лет.
Для достижения поставленных целей и задач исследования использовались следующие методики: авторская анкета, тест СЖО, незавершенные предложения (модификация М. Г. Дебольского), метод мотивационных индукций Дж. Нюттена (МИМ), позитивные родительские чувства Падуриной.
Полученные результаты были проанализированы с помощью статистической обработки в программе IBM SPSS Statistics 19. Для выявления статистически значимых различий между двумя независимыми выборками  был использован непараметрический критерий U-Манна Уитни. Для оценки  влияния фактора срока (начало, половина и конец отбытого срока) и фактора наличия детей на смысловую сферу (осмысленность жизни и отношение к преступлению) двух независимых выборок был использован двухфакторный дисперсионный анализ. Для выявления значимых различий в распределении частот был использован критерий хи-квадрат Пирсона. Для определения частоты встречаемости признака был использован частотный анализ. Для выявления  корреляционных взаимосвязей  был использован ранговый корреляционный анализ по Спирмену.
На основе полученных результатов эмпирического исследования были сформулированы следующие выводы:
1. По отношению к преступлению лишь  небольшая часть осужденных женщин, имеющих (20 %) и не имеющих (12 %) детей, относятся к наказанию, как возможности для исправления, принимают ответственность и вину за совершенное преступление. У остальной части обеих групп, отмечается центрация на собственных переживаниях, тенденции к виктимизации и экстернальным формам реагирования, отрицательное либо нейтральное отношение к преступлению и наказанию. Женщины обеих групп осознают критическую ситуацию и смысловые образования до заключения, но не переосмысливают ситуацию, и тем самым не перестраивают смысловые отношения в направлении ресоциализации.
2. Осужденные женщины, имеющие детей, более ориентированы на будущее и ответственны за свою жизнь, имеют больше целей и планов на будущее по сравнению с женщинами, которые не имеют детей (статистические различия по субшкалам  «Цели в жизни» и «Локус жизнь» являются  значимыми на уровне p < 0,05).
3. Особенности трансформации смысловой сферы осужденных женщин, имеющих детей, отличается от женщин, не имеющих детей (были обнаружены статистически значимые различия по субшкалам «Цели в жизни» и «Локус жизнь с учетом влияния фактора срока и наличия детей):
•   У женщин, имеющих детей, показатель по субшкале «Локус жизнь» постепенно увеличивается к концу срока, тогда как показатель по субшкале «Цели в жизни» резко уменьшается к концу срока (на начале и половине срока он значительно выше, чем у женщин, не имеющих детей). Таким образом, женщины этой группы более тщательно планируют свое будущее, относятся к нему осмысленней, но задают высокие ожидания от него, а в период перед освобождением цели в жизни стабилизируются до уровня реальных возможностей;
•   У женщин, не имеющих детей, показатель по субшкале «Цели в жизни»  резко увеличивается к концу срока (показатели на начале и половине  срока меньше), тогда как «Локус жизнь» стабильно высокий. Таким образом, женщины данной группы менее планируют цели на будущее, активируясь только перед освобождением;
4. У женщин, имеющих детей, преобладает мотивационная направленность  на социальный контакт (p < 0,01) У женщин, не имеющих детей, выраженной мотивацией является субъект личности (направленность на удовлетворение потребностей связанных с собственным «Я»), однако статистически значимые различия не подтвердились, в том числе и на преобладание мотивационно-смысловых стремлений к свободе.
5. У осужденных женщин, имеющих детей, уровень развития позитивных чувств высокий.
6. Корреляционный анализ (тест СЖО, незавершённые предложения и методика позитивные родительские чувства) у женщин, имеющих детей показал следующее:
•   Между собой взаимосвязаны локус котроль-я, цели в жизни, позитивные чувства к себе как родителю и родительству в целом (p < 0,01);
•   Взаимосвязаны между собой локус контроль-я, отношение к будущему и позитивные чувства к родительству, однако связь между отношением к будущему и локус контроль-я слабее (p < 0,05);
•   Позитивные чувства к себе как родителю связаны с локусом жизни (p < 0,05) и  отношением к правоохранительным органам (p < 0,01).
Полученные результаты  позволяют сделать дополнительный вывод о том, что осужденные женщины, имеющие детей, в период перед освобождением (снижение показателя по субшкале «Цели в жизни» и повышение «Локус жизнь») будут относиться к будущему менее оптимистично, дополнительно появляется страх не способности реализовать задуманное, в частности, это касается налаживания социального контакта с семьей и ребенком. И в период перед освобождением, у осужденных женщин уровень позитивных чувств будет снижен по отношению к себе как родителю и родительству в целом.
Полученные результаты будут применимы для разработки модели психокоррекционной и психопрофилактической работы для категории осужденных женщин, имеющих детей.
Задачи, которые будут решаться в дальнейшем:
1.   Более глубокое исследование влияния осмысленности будущего, настоящего и прошлого на позитивные чувства к себе и родительству в целом, и влияния этих переменных на смысловую сферу у осужденных женщин, имеющих детей;
2.   Исследование влияния уголовно-исполнительной системы, социальных государственных институтов и гражданского общества на отношение осужденных к себе как родителю;
3.   Разработка и апробация программы для каждой категории осуждённых женщин.

Литература:
1. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. ‒ Москва: Издательство Московского университета, 1984. ‒ 200  с.
2. Луговская, С. В. Социально-психологический портрет осужденных женщин, имеющих детей в условиях пенитенциарного учреждения / С. В. Луговская // Человек и образование. ‒ 2011. ‒ № 1. ‒  С. 133‒136.
3. Леонтьев, Д. А.  Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. ‒ 2-е исправленное издание. ‒ Москва: Смысл, 2003. ‒ 487 с.
4. Мухина, В. С. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы / В. С. Мухина // Развитие личности. ‒ 2003. ‒ № 1. ‒ С. 141‒153.
5. Ушатиков, А. И. Основы пенитенциарной психологии: учебник / А. И. Ушатиков, Б. Б. Казак; под ред. С. Н. Пономарева. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. – 554 с.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

Перейти к полной версии