Автор Тема: ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ ДОЛЖНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УИС...  (Прочитано 3005 раз)

Хардин Р.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
ЭВОЛЮЦИЯ СТИЛЯ ДОЛЖНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Хардин Р. С., студент ФКОУ ВПО
Пермский институт ФСИН России, Пермь
Научный руководитель - Никитина Т.В.

Уголовно-исполнительная система - это государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда. Из определения можно сказать, что основная функция уголовно-исполнительной системы – выполнение охраны и конвоирования. Но она не является единственной, так как 12 октября 1998 года уголовно-исполнительная система перешла из ведения МВД России в ведение Министерства Юстиции. Образовалась отдельная служба – Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России).
История системы исполнения наказаний начинается с X века, а точнее с созданием документа Русская Правда. Русская Правда не включала в список наказаний такое наказание как содержание под стражей. Функция охраны и конвоирования заключенных и осужденных появилась с выходом на свет  Судебников 1497 и 1550 годов и Соборного уложения 1649 года. Можно отметить, что не совершенство данных документов проявлялось в том, что сама система была направлена на запугивание населения, а не исправление преступников. Преимущественно преступников  казнили даже за малейшие проступки. Тюремное заключение не отличалось гуманностью, преступников не кормили, избивали, унижали. С созданием Петром I «Артикула воинского» в 1715 году появились такие наказания как ссылки на работы, заключение под стражей, но по прежнему идет развитие телесных наказаний и смертной казни. Гуманистические принципы в отношении к преступникам начала развивать Императрица Екатерина II. В процессе реформы местного самоуправления образуются приказы общественного призрения, на которые в соответствии с Учреждением по управлению губерниями Российской империи 1775 года возлагаются функции организации и управления исполнением лишения свободы в работных и смирительных домах. В 1879 году в составе МВД было создано Главное тюремное управление (ГТУ), а в его составе – Тюремная инспекция, не имевшая аналогов в зарубежной пенитенциарной практике. На нее возлагались обязанности разработки проектов законодательных актов, проведение ревизий местных тюремных учреждений, руководство их деятельностью.
После образования нового ведомства в 1998 году, то есть – ФСИН России, обязанности организации были расширены. ФСИН России стала развиваться, создавать ведомственные институты, совершенствовать систему управления. Повысились требования к личному составу: сотрудники,  работающие в данных организациях, должны быть образованными, начитанными и самое главное – красноречивыми (Караулов Ю.Н., 2006). В этой связи возникла потребность уголовно-исполнительной системы в создании речевого портрета личности, который с большей или меньшей степенью объективности позволил бы судить о речевых характеристиках социальной (профессиональной) группы, к которой принадлежит сотрудник. Одновременно с этим такой подход позволил бы выработать систему практических рекомендаций направленных на развитие и совершенствование речевых навыков каждого конкретного члена общества (Розанова Н.Н., Китайгородская М.В., 1995).   
Существенными компонентами профессиональной языковой характеристиками личности являются: 1) деятельность в специальной (профессиональной сфере), в результате которой осуществляется последовательное ˝прохождение˝ разных уровней сложности этой деятельности (социализация); 2) социальная полифункциональность, понимаемая как способность к актуализации нескольких социальных ролей, требующих разной степени освоения мира; 3) формирование научной картины мира в процессе образования (обучения) и аккультурации в определенной профессиональной субкультуре. Коллективная профессиональная языковая личность – обобщенный языковой портрет профессионального деятеля, владеющего профессиональным языком, профессиональным тезаурусом и следующего стереотипам профессионального поведения (Рожкова Т.В., 2013).
Таким образом, описание коллективного речевого портрета позволяет создать наиболее полный образ коллективной языковой личности, представляющий собой совокупный набор типичных языковых, речевых и речеповеденческих характеристик. В процессе выполнения служебных обязанностей сотрудник уголовно-исполнительной системы постоянно общается  с людьми, которые придерживаются так называемой криминальной субкультуры.   Он должен понимать арготическую лексику,  а именно – арго уголовного мира, мира тюрьмы.
Сотрудники уголовно-исполнительных учреждений, находясь в постоянном напряжении из-за сложности в работе, ежедневно общаясь с лицами преступного мира, невольно начинают употреблять в своей речи слова арго. Однако, когда офицеры находятся за переделами исправительных учреждений их речь,  должна быть образцом для подражания общества.  Работник уголовно-исполнительной системы на своем примере должен показывать каждому, как нужно красиво и грамотно разговаривать. Так как сотрудники не только охраняют, но и осуществляют исправление лиц, совершивших преступления.
Нами были проведены  исследования по вопросам:
   стиль должностного общения сотрудников в  исправительном учреждении с осужденными;
   манера общения сотрудников с осужденными;
   как, одним словом, можно охарактеризовать всех осужденных.
При проведении исследования мы основывались на типологии предложенной А.Н. Суховым и В.М. Поздняковым и сравнении полученных ими результатов,  еще в 1993 году. В качестве постоянно используемого стиля общения сотрудники выбрали:
- жесткий, не терпящий возражения – 58%;
- мягкий, требовательный, справедливый – 20%.
В качестве редко используемого стиля общения сотрудники выбрали:
- жесткий, не терпящий возражения – 21%;
- мягкий, требовательный, справедливый – 1%.
В 2015 году нами  были опрошены сотрудники разных категорий: младший и средний начальствующий состав учреждений и органов УИС и получены следующие результаты. В качестве постоянно используемого стиля общения сотрудники выбрали:
- жесткий, не терпящий возражения – 41%;
- мягкий, требовательный, справедливый – 39%.
В качестве редко используемого стиля общения сотрудники выбрали:
- жесткий, не терпящий возражения – 16%;
- мягкий, требовательный, справедливый – 4%
В 1993 году на вопрос к персоналу исправительных учреждений: "Как одним словом можно охарактеризовать всех осужденных" - сотрудники ответили: «зеки» - 42%; «жулики» - 41%; «жмурики» - 4%; «пассажиры» -4%; «воры» - 5%; «преступники» - 1%; «граждане» - 1%.
В 2015 году на тот же вопрос - сотрудники ответили: «зеки» - 38 %; «жулики» - 34%; «уважаемые» - 11 %; «воры» / «бандиты» - 5%; «урки» / «уркоганы» - 4 %; «пассажиры» - 3 %; «граждане» и  «преступники» по 2 %;  «жмурики» - 1 %.
По полученным данным можно сделать вывод, что с развитием системы федеральной службы исполнения наказаний, и системы образования ведомственного учреждения речь сотрудников, их отношение к заключенным меняется в лучшую сторону. Но, несмотря на все преобразования  уголовно-исполнительной системы в России проблема, описанная выше, существует. В современной социолингвистике проблема языковой личности осознается как одна из наиболее значимых примерно с середины 1980-х гг. и актуализируется в 1987 г. с выходом в свет книги Ю.Н. Караулова «Русский язык и языковая личность» (Караулов Ю.Н., 2006). Но  и государство не закрывает глаза на все происходящее, оно активно борется с проблемами современного русского языка. В России ведется пропаганда  чтения классических книг. Это делается для восстановления классического, первоначального, грамотного русского языка. Ведется преподавание русского языка как обязательного во всех сферах образования, в том числе в образовательной системе ФСИН России. Речь становится неотъемлемой частью личностных качеств сотрудника уголовно исполнительной системы, учитывается при приеме на службу, аттестации и карьерном росте.
   
Список литературы:
1. Караулов Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности. – М.: «УРСС», 2006. – 168 с.
2.   Рожкова Т.В.Речевой портрет сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний (2010-2013 гг.). //Актуальность проблемы речевой составляющей сотрудника УИС. – Вологда: Вологодский институт права и экономики ФСИН России, 2013. – 24 с.
3. Розанова Н.Н., Китайгородская М.В. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. – М.: Просвещение, 1995. – 114 с.