Автор Тема: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ СЛУЖБ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО...  (Прочитано 2679 раз)

Яшмолкина П.С.

  • Гость
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ СЛУЖБ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Яшмолкина П.С., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – М.Г. Дебольский

Эффективность исполнения наказаний во многом определяется профессиональной компетентностью сотрудников уголовно-исполнительной системы и  уровнем развития их личностных качеств. Анализ существующих работ, посвященных данной проблематике, выявил недостаточную теоретическую разработанность проблемы развития профессионально важных качеств (ПВК) основных категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы.
С учетом выявленных теоретических противоречий нами сформулированы проблемы исследования:  сущность и структура профессионально важных качеств сотрудника УИС; профессионально-психологические требования к личности наиболее распространенных категорий работников.
Основываясь на деятельностном подходе (А.Н. Леонтьев) и структурно-деятельностной концепции личности сотрудников правоохранительных органов (Б.Г. Бовин, М.Г. Дебольский, М.И. Марьин, В.М. Поздняков, А.Н. Столяренко, Ушатиков А.И., В.И. Черненилов и др.) выделены и обоснованы психологические требования к личности сотрудников исправительных учреждений. В большинстве исследований под ПВК понимается совокупность необходимых и достаточных индивидуально-психологических особенностей человека, определяющих успешную реализацию трудовых функций. Обзор исследований, посвященных личностным качествам пенитенциарных работников, указывает на недостаточную разработку проблемы ПВК основных категорий сотрудников УИС. Нам представляется, что личность сотрудника исправительных учреждений должна быть исследована всесторонне и представлена в соответствии со спецификой деятельности, которая зачастую принимает экстремальный характер.
Целью исследования является оценка соответствия  личностных качеств сотрудников исправительных учреждений профессионально-психологическим требованиям.
Исследование проводилось на базе Федерального казенного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Межрегиональный учебный центр» УФСИН России по Московской области. Выборку составили 40 сотрудников УИС, 20 из которых являются представителями воспитательного отдела по работе с осужденными, 20 – сотрудниками отдела безопасности (начальники корпусных отделений тюрем и СИЗО).
При отборе сотрудников исправительного учреждения учитывался фактор различия служебных обязанностей и их влияние на личностное развитие сотрудника исправительных учреждений.
Исследование проводилось в форме групповой диагностики. Основным методом послужило психодиагностическое обследование посредством использования психологических методик: 16-ти факторный личностный опросник Кеттела (Форма С), методика диагностики волевых особенностей личности (М.В. Чумаков), методика изучения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир в модификации А. Реана) и анкетирование сотрудников.
На основании опроса сотрудников исправительных учреждений нами составлена иерархия их представлений о профессионально-значимых качествах: ответственность – 95%; исполнительность -82,5%; честность, неподкупность – 75%; стрессоустойчивость – 70%; бдительность, смелость, уверенность в себе, чувство юмора – 60%; общительность, решительность -50%; настойчивость, стойкость – 40%; инициативность, самоконтроль, организованность – 37,5%; трудолюбие -35%; справедливость -32,5%; целеустремленность, вежливость -25%.
Полученные данные были соотнесены с результатами психологической диагностики, в ходе которой не было выявлено существенных различий в структуре личностных особенностей в выбранных нами группах. Все протестированные сотрудники обладают высоким уровнем коммуникативных навыков, высоким интеллектуальным развитием, высокой нормативностью поведения, отличаются такими эмоционально-волевыми особенностями, как ответственность, инициативность, самостоятельность, смелость, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость, целеустремленность, энергичность и высокий уровень самоконтроля, что в полной мере соответствует профессионально-психологическим требованиям к личностным особенностям сотрудников исправительных учреждений.
В данном исследовании сотрудникам исправительных учреждений задавался вопрос относительно экстремального характера их деятельности. Обобщив полученные результаты, мы выделили следующие типы ситуаций, которые вызывают напряжение и потребность в мобилизации внутренних ресурсов личности:
1. Конфликты с осужденными (при непосредственном общении, при досмотре личных вещей, изъятии запрещенных предметов);
2. Конфликты с руководством подразделения, обусловленные неадекватной оценкой результатов их труда, игнорированием их личных интересов и законных прав, неуважительным отношением к их личности; 
3. Психотравмирующие ситуации (нападение на сотрудников со стороны осужденных, массовые беспорядки, самоубийство осужденного);
4. Сокращение штатов.
Полученные результаты обнаружили, что степень выраженности большинства профессионально-значимых личностных качеств сотрудников исправительных учреждений различных служб  не имеет существенных различий, что можно объяснить тем, что в силу специфики служебной деятельности все сотрудники проходят одинаковую профессиональную подготовку. Среди профессионально-значимых качеств сотрудники исправительных учреждений считают самыми значимыми для своей профессии: ответственность, исполнительность и честность, что при более глубоком изучении может характеризовать качественную сторону служебной деятельности и ценностную сферу сотрудников. В нашем исследовании также было выявлено, что сотрудники отдела безопасности по долгу службы чаще сталкиваются со сложными, принимающими экстремальный характер, ситуациями, что может быть обусловлено силовой направленностью их деятельности (проведение обыска, досмотра осужденных, помещений и территории, проведение первоначальных следственных мероприятий, если во время отбывания наказания осужденным было совершено преступление и т.д.)
Развитие профессиональной компетентности и профессионально-значимых качеств сотрудника является естественной потребностью и способствует повышению уровня мотивации. Однако для того, чтобы данная потребность стала у сотрудника ведущей, требуется создание необходимых организационно-образовательных условий. Такими условиями могут быть: регулярные курсы повышения квалификации где сотрудники  могут обмениваться опытом и знаниями, особенностями поведения в той или иной сложной или экстремальной ситуации. Это проведение с сотрудниками индивидуальных и групповых бесед, тренингов, направленных на развитие и формирование профессионально-значимых качеств. В ходе индивидуальных бесед психолог должен поощрять проявление профессионально важных качеств и развивать дополнительные личностные ресурсы.
Данная проблема требует дальнейшего изучения ПВК и совершенствования средств их развития.

Список литературы:
1. Дмитриев, Ю.А. Пенитенциарная психология / Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 681 с.
2. Еникеев, М.И. Юридическая психология. Учебник для ВУЗов / М.И. Еникеев.- М.: Норма, 2005. – 640 с.
3. Карпова, Г.С. Воспитательная функция в профессиональной деятельности сотрудников исправительных учреждений // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2013. -  № 33-1. -  С. 86-90.
4. Карпова, Г.С. К вопросу об особенностях коммуникативной подструктуры профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Сборники конференций НИЦ Социосфера.  2013. № 55. - С. 42-44.