Автор Тема: Мотивы курсантов правоохранительных органов...  (Прочитано 1445 раз)

Винайкина А.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Мотивы курсантов правоохранительных органов, связывающих свою жизнь со службой в полиции

Винайкина А.С., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель - Коноплева И.Н.

Профессиональная деятельность будущих работников правоохранительных органов является специфическим видом профессиональной деятельности, которая определяет требования к личности курсантов и предполагает наличие сформированности определенных характеристик. Одной из таких характеристик является устойчивая мотивация к службе в правоохранительных органах, предполагающая наличие и доминирование у курсанта профессиональных мотивов, сложившихся за период обучения в высшем учебном заведении.
С каждым годом все чаще встречаются случаи добровольного отчисления курсантов из вуза из-за нежелания связывать свою жизнь с правоохранительными органами.
Преодоление данного явления и одновременное обеспечение высокого уровня подготовленности курсантов как профессионалов, возможно с помощью выявления у курсантов мотивации к профессиональной деятельности на различных этапах становления их как специалистов.
Сформированность положительной мотивации к учебе побуждает курсантов совершенствовать свои профессиональные качества. Сформированность положительной (внутренней и внешней) мотивации является наиважнейшим условием активности в учебном, а позже в рабочем процессе, она позволяет рассматривать субъективную значимость учебы (работы, профессии) для курсанта и судить о результатах его деятельности.
Цель исследования: выявление основных мотивов курсантов при выборе профессии, связанной с работой в правоохранительных органах.
Предмет исследования: особенности профессиональной мотивации курсантов, связывающих свою жизнь с работой в полиции.
Методики исследования: Методика определения основных мотивов выбора профессии (Павлютенков Е.М.), Методика «Мотивации профессиональной деятельности» (Автор Замфир К., в модификации Реана А.), Методика «Мотивы выбора профессии» (Овчарова Р.В), авторская анкета «Определение мотива выбора профессии и типа трудовой мотивации курсантов».
База исследования: Самарский филиал СЮИ МВД России. В исследовании приняли участие 40 курсантов очного отделения, обучающихся в данном вузе по специальности «Оперативно-розыскная деятельность, административная деятельность ОВД». Возрастная категория респондентов 22-25 лет.
В связи с условиями современных реформ, которые проводятся в разных сферах нашего государства, эффективность деятельности правоохранительных органов становится все более значимой и зависимой от личностных внутренних потенциалов. В структуре личности служащего любой специальности на ведущем месте стоит мотивация, которая помогает объяснить, что движет поведением личности. В связи с этим в настоящее время мотивация личности тщательно изучается психологическими службами правоохранительных органов (Краснорядцева О.М., 2008).
Основой нашего исследования является концепция о «внутренней и внешней мотивации» Реана А.А. По мнению А.А. Реана, понятие «мотив» понимается как побуждение личности к деятельности, которая связана с удовлетворением определенных потребностей. Автор считает, что к мотивам можно относить интересы личности, ее идеалы, убеждения, ценности, а также социальные установки, которые основываются на потребности личности. В концепции автор основывается на законе Д. Додсона и Д. Иеркса, которые установили зависимость силы мотивации и эффективной деятельности. Прямая связь зависимости мотивации и эффективно выполняемой деятельности остается сохранной до определенной планки предела, где при увеличении мотивационной силы наблюдается резкое падение эффективности деятельности. Исходя из этого Реан А.А. разделил мотивы личности на внешние и внутренние (Реан А.А., 1999).
Анализ проведенного нами исследования показал особенности мотивации курсантов вуза МВД России.
Основным мотивом курсантов при выборе профессии является социальная направленность на высшие общечеловеческие потребности и цели - 13,7 %, а также содействие общественному прогрессу с помощью собственного труда - 13,4%. Мы предполагаем, что выявление данных мотивов у группы респондентов связано с необходимостью в общении, потребностью в одобрении и оценке, а также с желанием курсантов занять в системе доступных им общественных отношений свое определенное место. Курсанты, руководствующиеся данным мотивом при выборе специальности, способны побуждать себя к деятельности с помощью сознательно принятых решений и поставленной для себя определенной цели.
40,8 % курсантов при выборе своей профессии руководствовались ее значимостью, как для себя, так и для общества, а также возможностью общения с социумом – 36,9%. Мы предположили, что данная группа удовлетворена учебным процессом по своей специальности, для них характерно проявление высокой активности в познавательной деятельности, удовлетворение от усвоения учебного материала. При самостоятельном усвоении материала курсанты получают эмоциональное удовлетворение от самого процесса познания.
У 41 % курсантов выявлено преобладание внутренних мотивов при выборе профессии, что может говорить о положительном отношении курсантов к выбранной специальности. Данный фактор является немаловажным и при производительности труда. Также выявлено преобладание внешних мотивов над внутренними, что тоже является положительным фактором.
Курсанты при выборе профессии руководствуются ее значимостью среди знакомых, а также спецификой, позволяющей продвинуться по карьерной лестнице, достигнуть определенного статуса в обществе. Наличие направленности на умственный и физический труд связанно с четким пониманием процесса труда и получением определенных благ.
Совокупность внутренних и внешних положительных мотивов является определяющей при выборе профессиональной деятельности курсантами. Данная взаимосвязь говорит о значимости правоохранительной деятельности для респондентов. Курсанты ориентированы на развитие своего морального облика в профессиональной деятельности и нравственных качеств.
При проведении корреляционного анализа была выявлена значимая взаимосвязь между социальными мотивами (методика «Основных мотивов выбора профессии» (Павлютенков Е.М.)) и внутренними мотивами (методика «Мотивации профессиональной деятельности» (Замфир К.)), r =0,379; р<0,05. Данная взаимосвязь говорит о значимости правоохранительной деятельности для респондентов.
Также была выявлена взаимосвязь моральных мотивов (методика «Основных мотивов выбора профессии» (Павлютенков Е.М.) с внутренними мотивами к профессиональной деятельности (методика «Мотивации профессиональной деятельности» (Замфир К.), r = 0,316; р<0,05. Данная взаимосвязь говорит о значимости для курсантов морального облика в профессиональной деятельности, развития нравственных качеств для ее реализации.
Взаимосвязь эстетических мотивов (методика «Основных мотивов выбора профессии» (Павлютенков Е.М.)) и внешних отрицательных мотивов (методика «Мотивации профессиональной деятельности» (Замфир К.)), r=0,345; р<0,05, показывает, что чем более выражены у курсантов стремления к эстетике, красоте, гармонии в трудовой деятельности, тем сложней курсанты переносят критику, наказания и давление со стороны референтных групп.

Список литературы
1. Краснорядцева, О.М. Ценностная детерминация профессионального поведения сотрудников ОВД : учебник / О.М. Краснорядцева. – Томск : Томск, 2008. – 218 с.
2. Реан, А.А. Психология изучения личности : учебное пособие / А.А. Реан. - Санкт-Петербург : Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 288 с.