Автор Тема: Личностные качества и эффективность профессиональной деятельности работников...  (Прочитано 1406 раз)

Квашнина Н.Н.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Личностные качества и эффективность профессиональной деятельности работников налоговых органов

Квашнина Н.Н., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель - Коноплева И.Н.

В настоящее время с введением в оборот понятия оказания государственных услуг меняются принципы деятельности органов исполнительной власти. Одновременно с этим возрастают требования к соискателям вакантных должностей на государственной службе. Эти изменения коснулись и налоговых органов. Принципы деятельности налоговых органов меняются от императивных к диспозитивным. Замещение должностей на государственной службе в Российской Федерации пользуется популярностью. Множество молодых специалистов видят себя именно на службе в органах государственной власти. Считается, что этот вид деятельности приносит стабильный доход, дает возможность нарабатывать профессиональный опыт, а так же приобрести определенный социальный статус. Несмотря на значимость и интерес к этой деятельности, общественное мнение о налоговых органах и о работниках налоговых органов чаще негативно.
Объектом нашего исследования являются личностные особенности государственных служащих.
Предметом исследования является взаимосвязь личностных качеств и эффективности профессиональной деятельности работников налоговых органов.
Цель нашего исследования: выявить личностные качества, способствующие эффективности исполнения работниками налоговых органов своих должностных обязанностей.
Нами проведен анализ профессиональной деятельности работника налогового органа, предпринята попытка рассмотреть совокупность действий, входящих в понятие «эффективности профессиональной деятельности», а так же рассмотрены личностные качества, необходимые с нашей точки зрения для исполнения работниками налоговых органов служебных обязанностей.
Налоговыми органами осуществляются следующие виды деятельности: контрольная деятельность, профилактическая деятельность, консультационная деятельность, деятельность, связанная с работой с организациями со смежной деятельностью, аналитическая деятельность, экспертная деятельность.
Результаты деятельности налоговой инспекции складываются из результатов работы ее отделов и качества труда каждого инспектора. От того насколько четко организован труд конкретного налогового инспектора, взаимодействие между отделами инспекции, зависит эффективность работы всей налоговой системы.
Работа налогового инспектора происходит в условиях постоянного количественного и качественного роста нагрузки.
Изучение психологических особенностей трудовой деятельности сотрудников налоговых органов позволяет найти методы и средства совершенствования деятельности налоговых органов в целом и отдельного инспектора в частности.
Исследование было проведено в 3 этапа. На первом этапе был проведен экспертный опрос, в котором участвовали руководители. В рамках опроса респондентам был предложен перечень личностных качеств, каждое из которых предлагалось оценить по шкале от 1 до 5, исходя из важности этих качеств для осуществления должностных обязанностей. Список качеств формировался на основании предложенного О.С. Дайнеко с соавторами, а так же с качествами, предлагаемыми Управлением ФНС России по г. Москве, определенными приказом № 188 от 11.06.2013 г. Из 22 предложенных качеств, с точки зрения руководящего состава инспекции влияющих на эффективность профессиональной деятельности, в рамках экспертного опроса были выделены 3 ведущих. Это ответственность, стрессоустойчивость и удовлетворенность работой.
На 2 этапе исследования была произведена диагностика выраженности качеств, выбранных для исследования. Для этого использовались следующие методики: Тест «Диагностика личностной и групповой удовлетворенности работой» В.А. Розановой; Тест «Диагностика стратегий поведенческой активности в стрессовых условиях» (другое название «Методика диагностики типа поведенческой активности») Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка; Тест «Ответственный ли вы человек?» А.В. Махнача, а так же Опросник ДУМЭОЛП.
Исследование проводилось на базе Инспекции Федеральной налоговой службы России № 26 по г. Москве. В исследовании принимали участие сотрудники следующих отделов: камеральных отделов, выездных отделов, отдела работы с налогоплательщиками, отдела урегулирования задолженности. Возраст испытуемых от 18 до 65 лет. Срок службы от 0 до 15 и более лет. Величина первичной выборки 60 человек.
Выборка была разделена на 4 группы, исходя из срока службы. В 1 группу вошли сотрудники сроком службы от 0 до 5 лет, во 2 группу – сроком службы от 6 до 10 лет, в 3 группу – сроком службы от 11 до 15 лет, в 4 группу – сроком службы более 15 лет.
В рамках проведенного исследования личностных качеств сотрудников налоговых органов выявлено следующее:
1. Ответственность у испытуемых возрастает с увеличением стажа работы.
2. Удовлетворенность работой с увеличением стажа возрастает незначительно, что может быть связано с карьерным ростом и, как следствие, повышением доходности сотрудника. При качественном анализе основной причиной неудовлетворенности работой являлся низкий доход в соотношении с трудовыми затратами и уровнем оплаты труда в других подобных организациях за соответствующий трудовой функционал.
3. 96.67 % испытуемых имеют устойчивость настроения и поведения в стрессогенных ситуациях выше среднего уровня.
4. При изучении взаимосвязей изучаемых особенностей, нами выявлено – по всей выборке в целом и в каждой группе определенного срока службы по отдельности – наличие обратно пропорциональной связи между стрессоустойчивостью и ответственностью.
Итак, нами были установлены ведущие для профессиональной деятельности работников налоговых органов личностные качества. Установлена взаимосвязь между выявленными качествами, а так же различия в проявлении исследуемых качеств у работников налоговых органов разного срока службы.
Особое внимание в исследовании было уделено выявлению комплекса качеств личности работников налоговых органов, влияющих на эффективность исполнения ими должностных обязанностей. Так как в свете унификации и гармонизации налоговой системы России, стало необходимым повышать качество оказываемых налоговыми органами государственных услуг. Это позволило нам решить как теоретические, так и эмпирические задачи.
Данное исследование поможет систематизировать требования к личностным особенностям соискателей вакантных должностей, необходимых для повышения эффективности исполнения служебных обязанностей конкретным инспектором и налоговым органом в целом. Эффективное исполнение обязанностей каждым работником налогового органа и налоговой системы в целом, в свою очередь создаст позитивное отношение и доверие граждан к налоговым органам России.