Автор Тема: Особенности ценностно-смысловой сферы личности у подростков...  (Прочитано 2089 раз)

Алмаева Е.А.

  • Гость
Особенности ценностно-смысловой сферы личности у подростков с девиантным поведением
Алмаева Е.А., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – В.В. Делибалт

Актуальность изучения особенностей ценностно-смысловой сферы личности подростков с девиантным поведением обусловлена тем, что на данном возрастном этапе складываются жизненные ориентации, установки и  мировоззрение личности. Не менее важными факторами, подтверждающими актуальность исследования ценностно-смысловой сферы, являются происходящие изменения в политической, экономической, духовной и социальной сферах общества, которые  вызывают изменения и в ценностных ориентациях, смыслах людей.
По Д.А. Леонтьеву система ценностей определяет формирование личности, нарушение которой приводит к появлению у человека отклоняющегося поведения. Подростки, склонные к проявлению девиации, обладают особенностями в ценностно-смысловой сфере, знание которых позволит улучшить качество проведения профилактических мер.
По проблеме «ценностно-смысловой сферы девиантных подростков» проводились учеными исследования, связанные со спецификой формирования системы ценностных ориентаций и социальных установок подростков с данным типом поведения, с различной выраженностью стремления к  самоактуализации (Байдуганова, А.Ю., 2011; Балакина, Е.В., 2009).
Целью работы является анализ особенностей ценностно-смысловой сферы личности у подростков с девиантным поведением. 
Объектом являются особенности личности подростков с девиантным поведением.
Предметом являются особенности ценностно-смысловой сферы у девиантных подростков.
Гипотеза: у подростков с девиантным поведением в отличие от  подростков с просоциальным поведением выделяются особенности ценностно-смысловой сферы, такие как  пониженный уровень целеустремленности, отсутствие сформированных и четко осознаваемых планов на жизнь, её целей; превалирование ценностей личной свободы и удовлетворения личных потребностей перед общественными.
Задачами  данного исследования являются:
1. Определение понятия «ценностная-смысловая сфера личности».
2. Рассмотрение психологических аспектов девиантного поведения подростков.
3. Анализ особенностей ценностно-смысловой сферы у подростков с девиантным поведением.
4. Разработка рекомендаций по организации развивающей, коррекционной и профилактической работы с несовершеннолетними на основе результатов исследования.
Были использованы в работе такие методы эмпирического исследования, как опросники, тесты, методики, беседа, анализ личных дел.
Для статистического анализа проводили расчет среднего арифметического, дисперсии, коэффициента корреляции Пирсона.
Проведенное исследование посвящено анализу особенностей ценностно-смысловой сферы личности у подростков с девиантным поведением.
Для исследования было набрано 22 человек из общеобразовательной школы №475, ученики 8е класса 14-15 лет, составившие подростков с нормативным поведением.
Для группы девиантных подростков было выбрано 20 человека 13-15 лет, скомпилированных из учеников 7,8,9 классов специальной общеобразовательной школы №1.
Были использованы следующие методики:
1. Определение склонности к отклоняющемуся поведению А.Н. Орел (СОП).
2. «Индивидуально-типологический опросник» Л.Н. Собчик.
3. «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева.
4. «Ценностные ориентации» М. Рокича.
5. «Ценностный опросник» Ш. Шварца.
В ходе анализа проведенных методик посредством корреляции был выявлен коэффициент Пирсона,  на основании которого можно сделать следующий вывод:
- преодоление норм и правил подростками девиантной группы определяется уверенностью в себе и влиянием группы. В связи с недостаточной смелостью во взглядах в составе группы, подчиняясь её влиянию, даже наперекор личному мнению, своему пониманию смысла жизни,  к собственному неудовольствию, подросток может пойти против норм и правил общества. Для подростков группы «норма» преодоление правил обусловлено желанием пойти против устоев своей социальной группы, чтобы показать свою преувеличенную самостоятельность, даже несмотря на то, что это может идти в разрез с поставленными целями в жизни, вызывает массу не комфортных ощущений и чувств.
Результаты проведенных тестов показывают также терпимость подростков группы «норма» к тем, кто идет против норм и правил.
Итоги исследования показывают, что данную группу отличает более высокая восприимчивость в отношении окружающих к себе, явно выраженное стремление к самостоятельности и независимости, низкий уровень самокритичности, склонность к агрессивному, нетерпимому, противоречивому и протестному поведению.
Кроме того, в результате исследования выявилось, что группа девиантных подростков больше контролирует свои эмоциональные реакции, нежели подростки с нормальным поведением. При проявлении своих чувств они менее искренны и более замкнуты, недоверчивы. Девиантные подростки стремятся давать «правильные» и социально одобряемые ответы.
Девиантные подростки считают свою жизнь осмысленной, довольны ее протеканием в настоящий момент, но их показатели немного снижены по сравнению с группой «нормы», также они недостаточно удовлетворены прожитой частью жизни. У групп девиантных подростков и «нормы» немного различаются ценности:  для первой группы наиболее важны «свобода» и «развитие», тогда как для второй – «здоровье» и «верные друзья». Ценность «счастье других», «познание», «продуктивная жизнь» для девиантных подростков является менее значимой по сравнению с подростками нормального поведения. В то время как ценность «материально обеспеченная жизнь» у группы «девиантов» выражена ярче.
Для девиантных подростков важны в большей степени ценности «твердая воля», «аккуратность», «жизнерадостность» «смелость во взглядах», в отличие от них подростки нормы отдают предпочтение ценностям «воспитанность», «терпимость», «чуткость». 
Вообще, девиантным подросткам менее свойственны такие чувства, как сопереживание и сочувствие, терпимость к недостаткам других, им больше свойственен эгоцентризм, стремление к собственным удовольствиям и развлечениям. Поэтому у девиантной группы по сравнению с группой «нормы» несколько выше ставятся ценности, связанные с самостоятельностью, гедонизмом и властью.

Список использованной литературы:
1. Байдуганова, А.Ю. Особенности ценностно-смысловой сферы девиантных подростков с различной выраженностью стремления к самоактуализации // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2011. - № 3 (18). - С. 72-78.
2. Балакина, Е.В. Особенности ценностно-смысловой сферы личности девиантных подростков  // Актуальные проблемы психологического знания. - 2009. - № 3. - С. 90-91.