Автор Тема: ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ  (Прочитано 1276 раз)

Искандарова Е.Б.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Искандарова Е.Б., студентка государственного
автономного образовательного учреждения
высшего образования Республики Крым
«Крымский институт права» (г. Симферополь)
Научный руководитель - Фалкина С.А.

В настоящее время увеличивается количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Сейчас преступность несовершеннолетних составляет часть общей преступности и число преступлений, совершённых данной категорией лиц всё растёт. Одним из тревожных факторов является то, что подростковая преступность в современной России значительно молодеет. Растет число совершаемых несовершеннолетними тяжких и особо тяжких преступлений. Качественно изменяется характеристика самой преступности, которая отличается высокой степенью организованности, вооруженностью, корыстной направленностью. Сегодня борьба с преступностью несовершеннолетних приобрела весьма актуальное значение в жизни современного общества. Профилактическая работа с подростками  – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени.
Отмечается, что вовремя замеченные отклонения в поведении детей и подростков и правильно организованная педагогическая помощь могут сыграть важную роль в предотвращении ситуаций, которые могут привести к правонарушениям и преступлениям (Павлова С.А., 2013).
Общие меры профилактики преступлений, совершённых несовершеннолетними включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, методического уровня. Это - четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий, проведение культурных мероприятий («праздничных огоньков», дискотек, концертов, походов, межшкольных спортивных соревнований и т.д.).
При этом, отмечается, что работа по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних должна основываться на принципах демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению поведения с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних (Дорошенко О.М., 2010).
В многоуровневой системе предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних, как показал анализ психолого-педагогической, юридической литературы, в качестве субъектов профилактики выступают органы опеки и попечительства, которые оказывают необходимую помощь детям и подросткам, попавшим в неблагоприятные условия жизни и воспитания; специализированные подразделения и службы органов внутренних дел, непосредственно осуществляющие борьбу с правонарушениями несовершеннолетних; культурные и образовательные учреждения, организующие профилактические мероприятия асоциального поведения детей и подростков; общественно-государственные учреждения, способствующие привлечению подростков к общественно полезному труду; воспитательно-трудовые колонии для несовершеннолетних, осуществляющих исправление и перевоспитание подростков, осужденных за совершение уголовных преступлений.
Эффективность профилактической работы зависит от технологии профилактической работы, организации планирования воспитательной деятельности, полной информации о самом подростке, его психологических свойствах, социальной среде и ближайшем его окружении, что имеет важное значение для разработки деятельности.
Основная задача органов внутренних дел - проведение действий по установлению и устранению причин преступлений несовершеннолетних и условий, способствующих их совершению (Гуров Д.В., 2009).
Профилактическая деятельность в ее социально приоритетном выборе включает:
•   профилактику по системе применяемых мер: применение социальных, экономических, организационно-управленческих, правовых, психолого-педагогических, социально-медицинских, социокультурных, социотехнических мер к детям и подросткам группы «риска»;
•   профилактику по объектам предупредительного воздействия: а) общую, не имеющую точного «адреса» в виде конкретной личности или группы несовершеннолетних; б) частную, направленную на предупреждение асоциального поведения определенных групп и лиц.
Важнейший путь социальной профилактики преступности у несовершеннолетних проходит через организацию в условиях приютов систематического воспитательного и учебного процесса, устранение имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения. Наилучшим образом проблема перевоспитания решается с помощью психолого-педагогических методов, разработанных А.С. Макаренко апробированных в его педагогической деятельности.
Метод переубеждения - воспитаннику предоставляются убедительные аргументы, его включают в критический анализ своих поступков.
Метод переучивания - чтобы включить воспитанника в новый нравственный опыт, требуется предварительная организаторская работа.
Метод переключения - занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью.
Метод «взрыва» - педагогический прием представляет сильное педагогическое воздействие (Штинова Г.Н., 2008).
Специфика проведения работы по социальной профилактике правонарушений среди несовершеннолетних преступников, а также оказания социальной поддержки учитывается в практической деятельности специалистов по социальной работе в условиях специализированных учреждений. Специалистами отмечается, что работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних преступников в конкретных жизненных ситуациях позволяют повысить эффективность их социальной защиты. Исходя из анализа опыта деятельности специализированных учреждений, можно сделать вывод, что несовершеннолетние нуждаются в комплексном подходе к решению проблем развития преступности с акцентом на оказание психологической, медико-социальной, а также социально-правовой помощи.

Список литературы
1. Гуров Д.В. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы ОВД, 2009. Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=1661
2. Дорошенко О.М. Административно-правовое регулирование деятельности подразделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Статьи по юриспруденции / О.М. Дорошенко. – В., 2010. – 57 с.
3. Павлова С.А. Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних / С.А. Павлова. – М., 2013. – 15 с.
4. Штинова Г.Н. Социальная педагогика: учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа» / Г.Н. Штинова, М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 447с.