Автор Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ  (Прочитано 3215 раз)

Мельгазиева М.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРЕСТУПНИКОВ

Мельгазиева М. А., студентка государственного
автономного образовательного учреждения
высшего образования Республики Крым
«Крымский институт права» ( г. Симферополь)
Научный руководитель - Фалкина С.А.

Преступность в России в условиях нового тысячелетия стала одним из наиболее значимых негативных явлений. Нерешенность большинства социально-экономических и политических проблем российского общества создает условия для криминализации подростково-молодежной среды.
В структуре социально отклоняющегося поведения несовершеннолетних входят такие виды отклонений от социальных норм поведения, как хулиганство, нарушение норм морали, пьянство, правонарушения и преступления. Среди факторов, вызывающих подобное поведение, выступают конфликтные отношения между родителями, взрослыми и подростком, неудовлетворенность социальных потребностей подростка в семье и школе, которые толкают его в отрицательную микросреду. Педагогически запущенные подростки, воспитываемые в неблагополучной семье, не подготовленные к учебной деятельности в школе, систематически отстающие в учебе, совершающие проступки, нарушающие нормы морали, выпадающие из классного и школьного коллективов, являются основным резервом несовершеннолетних правонарушителей   (Барсегова К. Г., 2005).
Выборочные исследования свидетельствуют, что половину всех общественно опасных и иных асоциальных деяний как в целом, так и практически по всем отдельно учитываемым составам, несовершеннолетние совершают в возрасте до 16 лет. Каждое четвертое правонарушение совершают лица, не достигшие 14-летнего возраста. Только в части употребления спиртных напитков 16–17-летние занимают доминирующее положение среди всех подростков, выявленных по этому основанию (Алауханов Е. О. , 2008).
Личность несовершеннолетнего, совершившего преступление, обладает особой, присущей только ей правовой природой, т. е. отличительными признаками, такими как возраст, особенности психики, частичная дееспособность, способность нести материальную ответственность за причиненный ими вред и, как следствие, отличающимся от взрослого правовым статусом. Уровень осознания существующих правовых отношений у несовершеннолетних очень низкий. Поэтому, учитывая возрастные и психические особенности несовершеннолетних, совершивших преступление законодатель, защищая их интересы, определил для них особый правовой статус, который закреплен в нормах международного, конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, гражданского права. Особенностью личности несовершеннолетнего правонарушителя как правило является низкий уровень социализации (Фролов С.С., 1994).
Правовая социализация личности  включение в ценностно-нормативную систему личности ценностей, охраняемых правом; овладение личностью правомерными способами поведения, формирование у нее чувства социальной ответственности и солидарности с правом ( Еникеев М. И., 2005).
Преступность несовершеннолетних с учетом будущего влияния на все параметры криминогенной ситуации в стране требует особого внимания. Это объясняется еще и тем, что в последние годы наметилась устойчивая тенденция нарастания криминализации подростковой среды. В большинстве случаев (75 %) совершаемые несовершеннолетними преступления относятся к тяжким (в том числе убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, разбойные нападения) ( Каржаубаева Л. М., 2009).
Выделяют  следующий перечень причин преступности несовершеннолетних, который не является исчерпывающим:
- пренебрежение к правилам безопасности и общественного спокойствия;
-   и безответственность в угрозу сиюминутным удовольствиям; правовой инфантилизм и легкомыслие ( Ганишина И. С. , 2004).
В связи с недостаточностью жизненного опыта подростки могут давать не точные показания, что будет выражаться в неправильном употреблении понятий, в связи с этим сотрудники правоохранительных органов допрос и получение показаний несовершеннолетнего имеет свои особенности. Также неточные показания несовершеннолетних иногда обусловлены подражательностью, стремлением говорить «как надо». Наряду с этим психика подростков характеризуется и такими существенными для установления истины по делу качествами, как повышенная ориентировочно-исследовательская деятельность, обостренное внимание к отдельным деталям события, направленность внимания на экстраординарные события, непосредственность, искренность, правдивость ( Стрельцова Е. В. ,2007).
Таким образом, в результате изучения проблемы психологических особенностей несовершеннолетних можно сделать следующие выводы:
1. Поведение несовершеннолетних  имеет свои особенности: недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости. Все выше перечисленное  при неблагоприятных социальных условиях может подтолкнуть несовершеннолетнего к совершению общественно опасного деяния.
2. Существует ряд поведенческих стереотипов, характерных для этого возрастного периода, на базе которых формируется поведенческий тип подростка: реакция оппозиции, реакция имитации, реакция отрицательной имитации, реакция компенсации, реакция гиперкомпенсации, реакция эмансипации, реакция группирования.
3. На наш взгляд наибольшее влияние на становление личности несовершеннолетнего подростка имеет семья, таким образом, было выделено семь типов неблагополучных семей, оказывающих влияние на возникновение девиантного поведения несовершеннолетних: алкогольные; асоциально-аморальные; конфликтные; криминальные; семьи с психически больными родителями; наркотические.

Список литературы
1. Алауханов Е.О. Криминология. Учебник / Е.О. Алауханов. – Алматы. 2008. – 429с.
2. Барсегова К.Г. Конфликты подростка с родителями как проблема юридической психологии: диссертация кандидата психологических наук / К. Г. Барсегова. – Санкт-Петербург, 2005.- 219с.
3. Ганишина И.С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних:  диссертация кандидата психологических наук / И.С. Ганишина. – Рязань,  2004.- 160с.
4. Еникеев М.И. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Норма, 2005. - 640с.
5. Каржаубаева Л. М. Преступность несовершеннолетних в Республике Казахстан: диссертация кандидата юридических наук/ Л.М. Каржаубаева.- Москва, 2009. -180с.
6. Стрельцова Е.В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых: диссертация кандидата юридических наук/ Е.В. Стрельцова.- Саратов, 2007.-239с.
7. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений / С.С. Фролов. М.: Наука, 1994. - 256 с.