Автор Тема: Особенности правосознания и направленности личности как структуры...  (Прочитано 2371 раз)

Стазаев А.В.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности правосознания и направленности личности как структуры ценностно-смысловой сферы в системе регуляции поведения у подростков

Стазаев А.В., студент Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – В.В. Делибалт

Проблема девиантного и делинквентного поведения - междисциплинарная проблема, потому в течение последнего десятилетия количество научных публикаций по этой тематике значительно возросло, что подчеркивает значимость и актуальность проблемы на современном этапе развития общества.
Целью исследования является изучение особенностей правосознания и направленности личности как структуры ценностно-смысловой сферы в системе регуляции поведения у подростков.
В соответствии с поставленной целью, сформулированы задачи исследования:
1. рассмотреть понятия «регуляция поведения», «правосознание», «направленность личности», «ценностно-смысловая сфера», «девиантное и делинкветное поведение»;
2. обобщить теоретические подходы к пониманию правосознания, ценностно-смысловой сферы и девиантного поведения в психологии;
3. проанализировать проблему правосознания и ценностно-смысловой сферы как регуляторов поведения у подростков;
4. предложить рекомендации для организации и проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними.
Объектом исследования выступают личностные особенности и регуляция поведения у подростков.
Предметом исследования являются особенности правосознания и направленности личности как структуры ценностно-смысловой сферы в системе регуляции поведения у подростков
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что существуют различия в особенностях правосознания и направленности личности как структуры ценностно-смысловой сферы в системе регуляции поведения у подростков с девиантным поведением и несовершеннолетних с просоциальным поведением.
Частные гипотезы исследования:
1) существует качественное различие у контрольной и экспериментальной групп  испытуемых в сфере регуляции поведения, которое выражено  показателях планирования и моделирования деятельности.
2) у просоциальной группы испытуемых лучше развита сфера правосознания.
3) личностная направленность испытуемых экспериментальной группы определена уклоном на взаимодействие, в то время как контрольной группе характерна направленность на себя.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ.
2. Эмпирические методы (наблюдение, анализ личных дел, тестовые методики и опросники).
3. Методы математической статистики (ранговый корреляционный анализ Спирмена, T-критерий Стьюдента).
Характеристика материала исследования. В исследовании приняли участие учащиеся 7ых классов ГОУ СОШ №1259 г. Москвы. Всего в исследовании было задействовано 48 подростков в возрасте от 13 до 14 лет. На предварительном этапе исследования выборка была дифференцирована  на две группы испытуемых: просоциальную (контрольную) и девиантную (экспериментальную).
Теоретическая значимость состоит в том, что проанализированы и систематизированы научные подходы, посвященные анализу проблемы регуляции поведения, ценностно-смысловой сферы и правосознания; проанализированы особенности правосознания и направленности личности в структуре ценностно-смысловой сферы в системе регуляции поведения у подростков.
Практическая значимость данной работы состоит в разработке рекомендаций для организации и проведения профилактической и коррекционно-развивающей работы с несовершеннолетними на основе результатов исследования. 
Дизайн эмпирического исследования состоит из трех этапов, осуществлявшихся в определенной последовательности.
Первый этап. В начале эмпирического исследования был проведен подбор батареи психодиагностических методик:
1. Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера).
2. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» Моросановой В.И.
3. Индивидуально-типологический детский опросник Собчик Л.Н.
4. Тест правового и гражданского сознания Л.А. Ясюковой.
Второй этап. На этом этапе проводился отбор испытуемых, вошедших в экспериментальную группу на основании следующих критериев:
1. Постановка учащегося на внутришкольный учет.
2. Свидетельства педагогов о регулярных дисциплинарных нарушениях.
3. Определение склонности к девиантному поведению с помощью методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» А.Н. Орел.
На третьем этапе с испытуемыми экспериментальной группы проводился основной блок батареи психодиагностических методик.
Четвертый этап – обработка полученных результатов, интерпретация данных, составление рекомендаций, заключения, подведение итогов.
Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования особенностей правосознания и ценностно-смысловой сферы как регуляторов поведения у подростков.
Сфера правосознания, направленность личности как структура ценностно-смысловой сферы, личностная сфера, равно как и регуляция поведения имеют различия у просоциальной и девиантной группы подростков. Вышеуказанный тезис выражается в следующем: исследование показало, что существует статистически значимое различие в показателях деловой, бытовой, гражданской, общего уровня сфер правосознания; примечателен факт статистически значимого различия по показателю общего уровня саморегуляции, данным шкалы «оценивание результатов», «моделирование», «программирование». Выявлены различия в шкалах «эмотивность», «сензитивность», «гибкость»;  различным предстал показатель направленности личности - направленность на задачу у двух групп испытуемых.
Интерпретируя среднестатистические значения, следует отметить, что для просоциальной группы подростков характерна сформированность потребности в планировании перспектив, присущи удержание целей, следовательно, качественно отличный уровень организации деятельности – свойство для указанной группы.
Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что испытуемых девиантной группы отличает агрессивность, направленность личности на задачу, что означает заинтересованность в выполнении поставленных целей.
Корреляционный анализ данных исследования приводит нас к следующим выводам:
1) Процессы программирования и сфера общего уровня саморегуляции носят импульсивный характер у респондентов экспериментальной группы испытуемых.
2) Для девиантной выборки исследования характерна сензитивность, эмпатия, которая коррелирует со склонностью к аддиктивному, саморазрушающему поведению. Связь между установкой на социально желательное поведение и склонности к агрессивным реакциям позволяет нам предположить, что подобного рода корреляции продиктованы условиями референтной группы, которая носит негативное, асоциальное влияние, кроме того, взаимообусловленность двух вышеуказаfghfнных коррелятов может свидетельствовать об искаженной ценностно-смысловой сфере.
3) Личностная направленность «на себя» экспериментальной группы исследования в тесной взаимосвязи с показателем «оценивание результатов» свидетельствует о том, что оценка деятельности, поступков, явлений, происходит через призму рефлексивных процессов. Важно отметить, что допуская гипотезу об искаженной ценностно-смысловой сфере и асоциальных факторах, влияющий на процесс оценки, мы приходим к умозаключению о важности работы по направлению формирования таких сфер как правосознание и ценностно-смысловая.   
4) Тесно обусловленная связь сфер правосознаний с общим уровнем правосознания у контрольной группы исследования, при допущении, что правосознание выступает одним из регуляторов поведения, позволяет предположить, что равномерно развитое правовое сознание минимизирует риск девиантного поведения.   
Выводы
Проведенное нами исследование показало, что развитие правового сознания несовершеннолетних протекает под воздействием целой совокупности психоло-педагогических факторов, некоторые из них могут негативно отражаться на структурных компонентах этого сознания и создавать психологические предпосылки девиантного поведения. К этим факторам следует отнести дефекты семейного воспитания, некоторые возрастные и индивидуальные особенности, а также психические аномалии. Поэтому так важно их знать и учитывать в семейном и школьном воспитании. Необходимо на основе знания этих «факторов риска» разрабатывать целевые психолого-педагогические программы, направленные на профилактику и коррекцию негативных условий развития правового сознания молодого поколения
Изучение данных статистических различий t-критерия Стьюдента доказывает гипотезу о том, что существуют различия у экспериментальной и контрольной группы испытуемых данного исследования в таких сферах как: правосознание, регуляция поведения, личностные особенности, ценностно-смысловая сфера.