Автор Тема: Особенности эмоционально-волевой сферы подростков с компьютерной аддикцией  (Прочитано 2654 раз)

Филатова А.Н.

  • Гость
Особенности эмоционально-волевой сферы подростков с компьютерной аддикцией

Филатова А.Н., студентка Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – А.Ф. Ремеева

Отличительной чертой современного общества является компьютеризация. В наши дни компьютерной зависимости подвергаются в большинстве случаев дети и подростки. Проблемы ухода в виртуальный мир могут быть разнообразными: конфликтные взаимоотношения с друзьями и одноклассниками, непонимание и недостаток внимания со стороны родителей, эмоционально-психологическое напряжение. Всё это приводит к своеобразным проблемам в эмоционально-волевой сфере школьника.
Исследование проводилось на базе одной из частных школ НОУ СО «Пироговская Школа». В выборку вошли дети подросткового возраста (12-16 лет) в количестве 85 человек. Целью исследования являлся сравнительный анализ подростков с интернет-зависимостью, с серьезным влиянием Интернета на жизнь и без зависимости по ряду критериев: оценка самочувствия, общей активности, настроения, силы воли, определение уровня агрессивности, враждебности и тревожности в обеих группах. В ходе исследования были использованы методики по определению возможной интернет-зависимости, оценки психического состояния, сформированности силы воли, уровня агрессивности и тревожности: ( Тест на интернет-зависимость С.А. Кулакова;  Тест САН; Тест "Самооценка силы воли";  Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А. К. Осницкого); Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера (адаптация Ханина)).
Первым этапом нашего исследования являлось тестирование подростков на наличие интернет-зависимости (С.А. Кулаков), результатом которого являлось выявление наличия и степени выраженности интернет-зависимости среди школьников. Обработка результатов тестирования дала основания сделать выводы, что 88 % подростков не имеют интернет-зависимости, у 12 % испытуемых - серьезное влияние Интернета на жизнь (10 человек).
На втором этапе нами мы сравнили показатели подростков, которые испытывают серьезное влияние интернета на жизнь (группа «А) и показатели подростков, которые не имеют интернет-зависимости.
В методике диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А. К. Осницкого) выявлены различия по шкале Раздражение (p=0,038). Следовательно, в группе А подростки статистически значимо более раздражительны, чем в группе В, они готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Третьим этапом нашего исследования являлось сравнение средних показателей результатов проведенных методик.
Анализ результатов, дает возможность утверждать, что в группе В по тесту САН у подростков настроение выше на 1,1 балла (группа А: 4,4; группа В: 5,5), что является существенным различием, следовательно, у данных подростков приподнятый эмоциональный фон как эмоциональная реакция на их жизненные события, они чаще чем подростки из группы А испытывают положительные эмоции, такие как радость и восторг.
Так же средний показатель в методике диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки (адаптация А. К. Осницкого) по шкале Физическая агрессия у группы В ниже на 1,5 балла, (группа А: 6; группа В: 4,5), по шкале Раздражение различие в 1,5 балла (группа А: 5,5; группа В: 4), по Индексу агрессивности в 2 балла (группа А: 18; группа В: 16). Это говорит о том, что подростки группы А чаще не могут справиться со своим гневом и больше используют для выражения своих эмоций в конфликтных ситуациях физическую агрессию, т.е. их агрессивное поведение выражается в применении физической силы в отношении другого лица. Уровень агрессивности у подростков из группы А выше, следовательно, они готовы к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении, таком как вспыльчивость, грубость и т.д.. Так как нормой агрессивности данного опросника является величина её индекса, равная 21±4, то мы видим, что он находиться в пределах нормы как у группы А (18), так и группы В (16), но у группы А он выше на 2 балла, поэтому можно предположить, что агрессивное поведение подростков этой группы в конфликтных ситуациях выражается в вербальной форме, они могут чаще применять физическую силу и больше сплетничать, злобно шутить, кричать, топать ногами и т.п.
И наконец, по шкале реактивной и личностной тревожности Спилбергера (адаптация Ханина), у группы А средний балл по шкале Ситуативная агрессия составляет 40 баллов, у группы В – 34, по шкале Личностная тревожность у группы А – 43,5, у группы В – 38,5 (все шкалы в пределах нормы). Исходя из данных результатов, можно сделать вывод, что подростки группы А более предрасположены к тревоге, воспринимают многие жизненные ситуации как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией, они чаще, чем подростки группы В находятся в напряженном, беспокойном, озабоченном, нервозном состоянии.
Анализируя данные, полученные по четырем методикам, проведенным на втором этапе исследования, можно сделать выводы о том, что:
• Подростки, не имеющие интернет-зависимости, чаще находятся в приподнятом настроении, меньше скучают, грустят и тоскуют.
• Подростки, не имеющие интернет-зависимости, менее агрессивны и конфликтны, более раскрыты для общения и контактов с другими людьми, чем их сверстники, имеющие серьезное влияние Интернета на жизнь. Следовательно, можно предположить, в случае назревания конфликта в классе или каком-нибудь ином коллективе, они постараются наладить отношения в группе, в то время как их ровесники могут проявить свою раздражительность и не желание идти на контакт, проявляя при этом агрессию, будут более вспыльчивы, используя вербальную, физическую и косвенную агрессию для выражения своего недовольства и несогласия.
• Подростки, имеющие серьезное влияние Интернета на жизнь, чаще будут воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на них состоянием тревоги. Они будут напряжены, беспокойны, нервозны.
Проведя исследование в Пироговской школе, мы выявили небольшое количество подростков с серьезным влиянием Интернета на жизнь, наши результаты значительно разнятся с результатами подобных исследований, но все-таки можно утверждать, что интернет-зависимость влияет на формирование таких эмоциональных компонентов личности как агрессивность, тревожность и настроение подростка.
Таким образом, результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что подросткам с различной степенью выраженности интернет-зависимости присущи специфические проблемы и личностные особенности, которые оказывают влияние на их поведение и эмоционально-волевую сферу.