Автор Тема: Психо-эмоциональное состояние младших школьников и подростков после развода...  (Прочитано 3442 раз)

Чернов В.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Психо-эмоциональное состояние младших школьников и подростков после развода родителей

Чернов В.А., студент Московского городского
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – А.Ф. Ремеева

В нашей стране стремительно растет число разводов, и все большее число детей оказывается в травмирующей ситуации. По данным, которые приводит уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, за последние три года количество разводов и образование неполных семей выросло на 30-35% (это касается более 6 миллионов человек). Постоянными участниками или свидетелями этого кризиса являются дети.  (Суринов А.Е.,2014)
Особенно трудно переносят этот кризис дети младшего школьного и подросткового возраста.(Олифирович Н.И., 2005)
В данной работе мы предприняли попытку систематизировать существующие взгляды на проблему как российских, так и зарубежных психологов. 
Мы провели исследование эмоционального и психологического состояния детей данных возрастных групп, переживших развод родителей, которое дает актуальное представление о серьезности степени тяжести проблемы и необходимости проведения дальнейших исследований в этой области и применения их результатов на практике.
Целью исследования является  сравнительный анализ показателей психо-эмоционального состояния младших школьников и подростков после развода родителей с группами младших школьников и подростков, воспитывающихся в полных семьях.
Предметом исследования были тревожность, уровень использования механизмов психологической защиты, использование копинг-стратегий,   эмоциональные особенности социального и личностного общения у младших школьников и подростков, переживших развод родителей.
Основной гипотезой исследования являлось: развод родителей оказывает негативное влияние на психо-эмоциональное состояние детей младшего школьного и подросткового возраста.
В исследовании приняли участие 80 школьников: 40 учеников 2-3 классов, из которых 20 – пережившие развод родителей и проживающих на момент исследования с мамой и 20 - воспитывающихся в полной семье и  40 учеников 7-9 классов, также поделенных на 2 подгруппы. Все дети  обучаются в ГБОУ школе №1301  (подразделение на Благуше) г. Москвы.
Методический комплекс, использованный в данном исследовании, включает в себя следующие методики: Опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста, Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А.М.Прихожан), Опросник  "Индекс жизненного стиля", Тест "Исследование тревожности" Ч.Д.Спилберга, Модификация  методики ЦТО "Цветовой тест отношений".
Большинство полученных нами результатов сравнения количественных показателей по разным позициям в группах детей разных возрастов показывают статистически значимые различия:
 - средний показатель уровня тревожности младших школьников из неполных семей (8,3),   значительно выше, чем тот же показатель у младших школьников из полных семей (3,2).
- частота использования дезадаптивных копинг-стратегий у детей младшего школьного возраста, переживших развод родителей, возрастает в 5-6 раз, в отличие от  детей, растущих в полных семьях;
- у младших школьников, переживших развод родителей, количественный показатель наличия отрицательных эмоций по шкале "Я" равен 55%, их проявлений  в общении в семье по шкале "Моя семья" составляет 85% и в социуме по шкале "С кем я общаюсь" - 80%, что значительно выше, чем у младших школьников, проживающих в полных семьях, у которых показатели по шкале "Я" составляют 20 %, по шкале "Моя семья" - 10% и по шкале "С кем я общаюсь" - 40%.
- у подростков, переживших развод родителей, среднее значение уровня ситуативной тревожности составляет (41.6) и личностной тревожности (32) выше, чем у подростков, воспитывающихся в полных семьях, составляющее среднее значение у ЛТ - 41.6 и у СТ - 33.4.
- у подростков, переживших развод родителей, среднее значение показателя проявления психологических механизмов защиты, превышающих норму, значительно выше (13), в отличие от подростков, проживающих в полных семьях, у которых среднее значение по аналогичному показателю составляет  (5, 37).
- у подростков, переживших развод родителей, количественный показатель наличия отрицательных эмоций по шкале "Я" равен 45%, их проявлений  в общении в семье по шкале "Моя семья" составляет 70%,  и в социуме по шкале "С кем я общаюсь" - 60%, что значительно выше, чем у подростков, проживающих в полных семьях, у которых показатели составляют: по шкале "Я"-  20 %, по шкале "Моя семья"-  25% и по шкале "С кем я общаюсь" - 20%.
- у младших школьников, переживших развод родителей, количественный показатель наличия отрицательных эмоций по шкале "Я" равен 55%, их проявлений  в общении в семье по шкале "Моя семья" составляет 85% и в социуме по шкале "С кем я общаюсь" - 80%.   Он не имеет значимого различия с показателями подростков, переживших развод, у которых показатели по шкале "Я" составляют 45 %, по шкале "Моя семья" - 70% и по шкале "С кем я общаюсь" - 60%.
Проведенный теоретический обзор и экспериментальное исследование позволило сделать следующие выводы:
Необычайно сильно влияние семьи на психо-эмоциональное развитие ребенка младшего школьного возраста. От того, какие отношения складываются между младшим школьником и семьей, зависит процесс и результат становления и формирования личностных особенностей ребенка. (Хоменко И.А., 2010)
Нарушение в формировании личностных черт и особенностей, нарушение поведения - это лишь малая часть последствий, которые могут возникнуть, если потребности младшего школьника в семье не будут удовлетворяться. Ребенку этого возраста необходимо, чтобы он чувствовал, что окружающие и воспитывающие его люди рады ему, добры к нему, проявляют теплоту и нежность. На этом будут основываться будущие отношения этого ребенка в социуме.(Сафуанов Ф.С., 2010)
Влияние семьи на психо-эмоциональное состояние ребенка подросткового возраста – один из основных факторов его развития. Несмотря на все возможные конфликты, мать и отец в любом случае останутся для подростка источником эмоционального тепла, при отсутствии которого ребенок начинает чувствовать себя неуверенно, некомфортно, беспокойно. Типы отношений, которые основываются на утверждении силы и ограничении ребенка в любви, гораздо чаще провоцируют конфликты между родителями и ребенком, в отличие от отношений,  которые построены на доверии, уважении и любви к подростку. В семье, где сформирована доброжелательная атмосфера и существует некая дистанция между младшими и старшими, подросток развивается вежливым, приветливым, послушным, редко заявляя о необходимости своей независимости. (Нартова-Бочавер С.К., 2001)
Результаты нашего эмпирического исследования показали, что развод оказывает негативное влияние на развитие личности и социализацию детей младшего школьного и подросткового возраста, мешает строить им межличностные отношения, а это в дальнейшем может привести к осложнениям в личной жизни. В свою очередь, у детей младшего школьного и подросткового возраста, живущих в полных семьях, возникает меньше проблем в построении отношений и стабильнее идет развитие.
Результаты проведенного исследования подтвердили  выдвинутую нами гипотезу о том, что развод родителей оказывает негативное влияние на психо-эмоциональное состояние детей младшего школьного и подросткового возраста.

Список литературы:
1. Олифирович, Н.И. Семейные кризисы: феноменология, диагностика, психологическая помощь / Н.И. Олифирович, Т.А. Зинкеевич-Кузёмкина, Т.Ф. Валента - Москва - Обнинск : Исследовательская группа «Социальные науки», 2005.
2. Ребенок в карусели развода / С.К. Нартова-Бочавер, М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Е.А. Мухортова – Москва : Аронс, 2001
3. Россия 2014. Статистический справочник / А.Е. Суринов, Э.Ф. Баранов, Н.С.Булгакова, М.И. Гельвановский и др. – Москва : Росстат, 2014.
4. Сафуанов, Ф.С. Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительстве ребенка / Ф.С. Сафуанов, Н.К. Харитонова, О.А. Русаковская - 2-е издание, дополненное. - Москва : Генезис, 2012.
5. Хоменко, И.А. Воспитание в семье и построение образа "Я" ребенка // Народное образование. - 2010. - № 2.