Автор Тема: Эмпатические способности у сотрудников УИС, работающих в непосредственном...  (Прочитано 541 раз)

Борисова Д.П.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Эмпатические способности у сотрудников УИС, работающих в непосредственном контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей

Борисова Д.П., студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Н.В. Дворянчиков

Находясь в эпоху развития различных новых технологий и формирования более развитого общества возникает интерес к особенностям развития
и формирования эмоционального компонента личности. В настоящее время все чаще обращается внимание на особенности взаимоотношений и общения между людьми. Проблема развития эмпатии становится 
все актуальнее за счет общих тенденций развития современного общества, которое становится более жестким, прагматичным и в некоторой степени ригидным (Соколков Е.А., 2002).
Профессиональная деятельность и прежде всего служба в правоохранительных органах, наносит определенный отпечаток на личность человека, на его коммуникативные, эмоциональные и иные компоненты, включенные в общение. Сотрудники уголовно-исполнительной системы, постоянно находятся в напряженных, стрессовых ситуациях, так как общение
со спецконтингентом требует постоянного внимания, бдительности, надзора и контроля. Но, наравне с этим, основной целью пенитенциарной системы, в которую попадают правонарушители, является «исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений» (Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, 2015). Даже сотрудники службы безопасности, отчасти являются воспитателями своих подопечных. Соответственно, помимо требований режима и порядка отбывания наказания, необходимо соблюдение и включение в свою деятельность нравственных и педагогических конструктов.
Поэтому большое значение имеет  эмоциональная сфера  сотрудника. 
Во многих работах, посвященных исследованию эмоционального компонента личности, а точнее эмпатии, уделяется большое внимание именно гуманитарному направлению, ведь именно в профессиях, связанных с контактом с людьми важно найти подход к другой личности.
Эмпатия составляет ядро коммуникации, способствует сбалансированности межличностных отношений, социальной адекватности поведения человека (Елеференко И.О., 2010).
Способность к эмпатии позволяет сотруднику не только понять эмоциональное состояние осужденного, но и иметь возможность оценивать достоверность поступающей от него информации, давать более точный прогноз в отношении его поведения в той или иной ситуации. Более того, проявление сопереживания или сочувствия по отношению к партнеру
по взаимодействию приводит к установлению психологического контакта между сотрудником и осужденным. Наличие определенной степени доверия у осужденного к сотруднику приводит к искренности в беседе, а также обеспечивает возможность действенных воспитательных и коррекционных воздействий.
Однако изучение эмпатических способностей сотрудников уголовно-исполнительной системы не получило широкого распространения и требует самостоятельного исследования. 
В нашем исследовании приняли участие 89 человек – 4 группы, в каждой из которых от 20 до 25 человек. Группы были сформированы в зависимости от рода деятельности (аттестованные сотрудники, имеющие непосредственный контакт с осужденными;   вольнонаемные работники, как правило, не имеющие контакт с осужденными или взаимодействующие с ними эпизодически).
Применялись следующие методики: Торонтская алекситимическая шкала TAS-26, Методика диагностики уровня эмпатических способностей
В.В. Бойко (Тест на эмпатию Бойко В.В.), методика «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна, опросник Плутчика, Келлермана Конте) – Методика «Индекс жизненного стиля».
Выводы.В ходе исследования было выявлено, что непосредственное общение влияет на общий уровень эмпатии, проявляемый сотрудниками уголовно-исполнительной системы, находящихся в постоянном контакте
с осужденными. Для сотрудников, работающих в системе от 5 до 10 лет, характерно снижение эмпатических способностей, особенно это снижение наблюдается на рациональном канале эмпатии. У сотрудников, чей трудовой стаж более 10 лет характерна другая картина – общий уровень эмпатии этих служащих возрастает. Однако, значительное число респондентов обладают средним уровнем эмпатических способностей, что подтверждается результатами двух методик, направленных на диагностику эмпатии. Только около 20% (25 и 23 человека в зависимости от методики) от всех лиц, принявших участие, обладают высокими показателями эмпатических способностей и 6% (6 человек) имеют сниженные показатели.
Значимые различия в уровне эмпатических способностей проявляются между группами сотрудников УИИ и СИЗО, не контактирующих
с осужденными. У представителей второй группы со стажем менее 5 летотмечается отрицательная связь с интуитивным каналом эмпатии, что может быть обусловлено условиями трудовой деятельности, так как их задачи
не связаны с взаимодействием с людьми.
 Молодые сотрудники уголовно-исполнительной инспекции склонны использовать в общении рациональный и интуитивный каналы эмпатии
на этапе становления себя в профессии, но с увеличением стажа происходит снижение общего уровня эмпатии.  Можно соотнести этот факт
с потребностью самоактуализации и карьерного развития и смещением внимания с окружающих на свою личность.
Уровень эмпатии у сотрудников УИС и работников, не входящих
в число служащих в правоохранительных органах, значимых различий
не имеет. Обе категории респондентов характеризуются средним уровнем развития способности к проявлению эмпатии. Однако отмечаются различные механизмы протекания и формирования процесса эмпатии. Так, в группе гражданских сотрудников отмечаются две значимые категории: семья и дети, которые формируют особый тип эмпатического процесса, заключающийся
в снижении уровня развития рационального канала эмпатии и проникающей способности, и преобладанием эмоционального канала эмпатии, для лиц имеющих детей. У сотрудников, контактирующих с осужденными, появляется связь как общего уровня эмпатии (что является закономерным), так и отдельных компонентов эмпатических способностей с алекситимией. Так, установки, способствующие эмпатии и повышенная проникающая способность являются факторами, препятствующими проявлению алекситимических черт в поведении.
Напряженность психологических защит в больше или меньшей степени отмечалась у всех респондентов, участвовавших в исследовании. В ходе анализа полученных данных было выявлено значительное расхождение
в использовании типа защиты у групп, контактирующих
и не контактирующих с осужденными. Так, первая группа обладает очень маленьким набором психологических защит, допустимым в своем поведении. К ним можем отнести «отрицание», «подавление», и «реактивное образование». Это происходит за счет условий службы, которая требует
от своих сотрудников соблюдения жестких рамок взаимодействия как между собой, так и с осужденными. При постоянной необходимости быть готовым
 к экстремальным ситуациям, держать все под контролем и неотложно решать возникающие проблемные ситуации, сотруднику недопустимо проявлять те формы защиты, которые кардинально могут повлиять на его деятельность. Следовательно, нами выявлены способы совладания с психотравмирующей ситуацией, которые позволяют быстро переключиться и игнорировать негативное воздействие.

Список использованной литературы:
1.   Елеференко И. О. Эмпатия как основание коммуникации // «Культурная жизнь Юга России». – 2010. - №4 (38). – С. 33-36
2.   Соколков Е.А. Влияние деятельности на эмпатию сотрудника // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2002. №1. С. 16-19
3.   Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М. : Издательство «Омега-Л», 2015. – 96 с. – (Кодексы Российской Федерации).