Автор Тема: К вопросу о пенитенциарной преступности  (Прочитано 1970 раз)

Брауде Е, Прикотова С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
К вопросу о пенитенциарной преступности

Брауде Е.В., студентка Челябинского
государственного университета, Челябинск
Научный руководитель – А.С. Прикотова

Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации под пенитенциарными следует понимать преступления, посягающие на общественные отношения в сфере исполнения уголовных наказаний в условиях изоляции от общества. В специальной литературе отмечаются следующие особенности пенитенциарных преступлений: во-первых, оно характеризуется особой повторностью, так как совершается в пределах территориального пространства, в рамках которого функционирует пенитенциарное учреждение; во-вторых,  вторичное умышленное преступление существенно расширяет временные рамки бытия пенитенциарного конфликта по отношению к преступлениям непенитенциарного характера (Калинин Ю.И., 2004).
Как показывает практика, причины сложившейся обстановки в местах лишения свободы носят глубинный характер, в основе которого лежит криминогенное общение осужденных. На это указывают и многие ученые (Демьянов В.В., 2012). Например, исследования Ю.М. Антоняна, Г.Ф. Хохрякова, И.В. Шмарова посвящены изучению личности и социальной среды осужденного в местах лишения свободы. Работы В.М. Анисимкова, С.Я. Лебедева, В.В. Тулегенова, Н.А. Яковлева раскрывают сложные и противоречивые взаимоотношения субкультурной среды осужденных, дают характеристику криминальных традиций и обычаев. Исследование В.Г. Громова затрагивает криминогенность мест лишения свободы и ее нейтрализацию.
Попадая в колонию, осужденный оказывается заложником двух нормативных систем – во-первых, официальной, обусловленной уголовно-исполнительным законодательством и реализуемой администрацией колонии; во-вторых, неформальной, носителями которой являются сами осужденные. Ценностно-нормативные показатели у них, как правило, не совпадают и требуют противоположного поведения.
Поэтому на начальном этапе отбытия наказания, лица, осужденные впервые или имеющие личностные особенности являются наиболее уязвимыми. В состоянии психического напряжения, начинают проявляться механизмы психологической защиты, отчуждения от воспитательного воздействия. В это же время идет поиск референтной группы  именно от ее микроклимата будет зависеть выбор поведенческой линии осужденного, принятие норм криминальной  субкультуры, стратегия взаимоотношений с сотрудниками исправительного учреждения. Наиболее отрицательное влияние в этом случае оказывает преступная деятельность устойчивого активного криминального ядра, в которое входят лица, ранее совершавшие преступления,  представители злостного и особо злостного типов личности (Легостаев С.В., 2014).
Одной из самых сложных и опасных характеристик пенитенциарной преступности является то, что она представляет собой специфическую разновидность уголовного рецидива. Такое рецидивное преступление обладает повышенной общественной опасностью, так как совершается в процессе отбывания наказания за предыдущее преступление и указывает на активное противопоставление официальным нормам, нежелании личности встать на путь исправления и перевоспитания. 
Согласно данным С.А. Хохрина, более 90% всех совершаемых преступлений происходит в исправительных колониях, максимальное количество – в колониях строго режима (С.А. Хохрин, 2015). Это объясняется особенностями социально-психологической характеристики контингента – именно здесь пребывают лица, осужденные за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. Меньше всего преступлений совершается в колониях особого режима и в лечебно-исправительных учреждениях, что обусловлено максимально жестким режимом содержания в первом случае и состоянием здоровья осужденных во втором.
Социально-демографический профиль осужденных, совершающих преступления, следующий: примерно половина из них – это лица до 30 лет, имеющие уже определенный жизненный опыт, сформированные негативные ценности ориентации, наличие двух или трех судимостей.
Говоря о личности пенитенциарного преступника, А.М. Никитин выделяет три основные группы осужденных (Никитин А.М., 2016). Первую группу составляют приверженцы криминальной субкультуры. Их поведение направлено на самоутверждение и признание со стороны окружающих. Часто демонстрируют наличие запрещенных предметов, лучших продуктов и условий. Для них нарушения установленных администрацией правил – способ показать собственный авторитет, установить или усилить позицию лидера в определенной малой группе.
Вторую группу составляют ситуативные преступники с устойчивой линией поведения. Антиобщественные проявления в этой группе незначительны и чаще все являются ответной реакцией на внешнюю агрессию.
Третья группа  - осужденные неустойчивого типа, с выраженными деформациями в структуре направленности личности. Преступления в этом случае могут совершаться как индивидуально, так и коллективно. Основные личностные характеристики – инфантильность, слабый самоконтроль, низкий интеллектуальный уровень и повышенная тревожность.
Если говорить об общих тенденциях, то среди личностных факторов пенитенциарного преступника в первую очередь следует выделить наличие психических аномалий, инфантилизм в сочетании с конформностью и зависимостью, невысокий образовательный уровень, примитивная система потребностей, негативные психические состояния.
Список использованной литературы:

1.   Демьянов, В.В. Криминогенное общение в среде осужденных как фактор, влияющий на пенитенциарную преступность / В.В. Демьянов // Человек: преступление и наказание. – 2012. – №3 (78). – С. 105-108.
2.   Легостаев, С.В. Пенитенциарная преступность: состояние, основные тенденции и проблемы предупреждения / С.В. Легостаев // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2014. - №2 (28). – С. 77-83.
3.   Калинин, Ю.И. К вопросу о понятии, сущности и основных чертах пенитенциарного преступления / Ю.И. Калинин // Человек: преступление и наказание. – 2004. – №4 (48). – С. 13.
4.   Никитин, А.М. Личность пенитенциарного правонарушителя как фактор предупреждения преступности в местах лишения свободы / А.М. Никитин // Вестник международного института управления. – 2016. - №1-2 (137-138). – С. 53-57.
5.   Хохрин, С.А. Некоторые аспекты пенитенциарной преступности / С.А. Хохрин // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2015. - №1 (27). – С. 148-151.