Автор Тема: Особенности воспоминаний дошкольного периода у несовершеннолетних...  (Прочитано 473 раз)

Левин Л.М.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Особенности воспоминаний дошкольного периода у несовершеннолетних, совершивших преступление группового характера и состоящих на учёте в уголовно-исполнительной инспекции

Левин Л.М., студент Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Бокова Н.В., сотрудник Научно – исследовательский
институт Федеральной службы исполнения наказаний, Москва
Научный руководитель – М.Г. Дебольский

      Актуальность изучения ранних воспоминаний у осуждённых обуславливается необходимостью обоснования или опровержения психологических концепций и теорий, говорящих о взаимосвязи самых первых воспоминаний и дальнейшего жизненного пути.
       Одной из концепций, отводящих особую роль первым воспоминаниям человека, является концепция А. Адлера. По мнению Адлера, первые воспоминания – это фундамент для формирования самооценки, самоотношения и индивидуального стиля жизни [1]. Анализ ранних воспоминаний, по мнению автора концепции, является наилучшим способом раскрывающим ядро стиля жизни индивида - значения, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем.Жизненная история, индивидуальный стиль поведения и разрешения различных ситуаций формируются на основе личных воспоминаний человека, а жизненный стиль конструируется в детстве и является средством разрешения жизненных ситуаций, который прослеживается в самых ранних воспоминаниях.
Цель исследования - выявление особенностей ранних воспоминаний у несовершеннолетних, совершивших преступление группового характера и состоящих на учёте в уголовно – исполнительной инспекции (далее - УИИ). Выборку составило 25 несовершеннолетних осуждённых, совершивших групповые правонарушения и состоящие на учёте в УИИ. Возраст испытуемых -  от 14 до 17 лет. В полной семье воспитывались 12 человек, а 13 – в неполной семье.Перейдём к рассмотрению содержания ранних воспоминаний осуждённых.
 А. Адлер писал, что особое внимание стоит обращать на самое первое воспоминание человека о себе. Среди опрошенных подростков первое воспоминание относится к периоду 3 – 4 лет.   Среди всех воспоминаний данного периода подростки отмечали празднование их дня рождения. Данное событие оценивается положительно, т.к. в эти дни собиралась вся семья и уделяла подростку внимание. Для некоторых осуждённых значимым моментом этого периода жизни была помощь родителям в украшении праздничного стола, в результате которой родные похвалили подростка.
Последующие воспоминания осуждённых относятся к периоду 5 - 7 лет.  Для 13 ребят значимым воспоминанием было посещение детского сада, о котором подростки отзывались с теплотой. Для всех подростков важным было участие в спектаклях, что доставляло им радость. Несмотря на первоначальное волнение, впоследствии все ребята с удовольствием участвовали в данном мероприятии.  Остальные  осуждённые сказали, что не ходили в детский сад. В этот период ребята находились дома с дедушками и бабушками, а также гуляли с друзьями во дворе. Всё свободное время занимали различные подвижные игры, а также прогулки по месту проживания подростка: дворы разных домов, гаражи, спортивные и детские площадки (положительная оценка).
Наименьшую частоту имеют ещё несколько воспоминаний, но также очень значимы для осуждённых. Несколько ребят называли среди значимых событий поездки с родителями за границу. Подростки говорили, что им было важно именно то, что они проводили время с родителями, а не сама поездка. Ещё важным моментом из детства ребята называли игры вне детского сада, когда они играли с друзьями на детских площадках. В данном случае, ребята рассказывали о подвижных играх на различных сооружениях, размещённых на детских площадках: горки, качели, лестницы и т.д.
При этом, стоит отметить, что подавляющее число воспоминаний, называемых несовершеннолетними, носили положительную окраску. События с отрицательной оценкой назывались в последнюю очередь.
Таким образом, можно сказать, что в ранних воспоминаниях несовершеннолетних осуждённых преобладают события, связанные с родными и близкими (семьёй), а также с друзьями. Исходя из воспоминаний, можно сказать, что наибольшей ценностью для подростков является время, проведённое со своей семьёй, а также доброжелательное отношение со стороны близких. Наибольшее значение для данной категории осуждённых имеют друзья и товарищи, т.к. в большинстве событий присутствуют ситуации с ними. Негативных воспоминаний, которые детерминировали бы стиль поведения, который бы сказался на девиантном поведении подростка, пока не выявлено. Но исследование продолжается.

Список использованной литературы:

1.   Огор А.Ю., Дебольский М.Г. Научный взгляд на проблему ранних воспоминаний и самооценки преступников [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. № 3. С. 114–124. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n3/72734.shtml (дата обращения: 11.02.2016)