Автор Тема: Особенности оказания психологической помощи осужденным при пенитенциарном...  (Прочитано 621 раз)

Мельникова Д.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности оказания психологической помощи осужденным при пенитенциарном стрессе

Мельникова Д.В., студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – М.Г. Дебольский

Пенитенциарный стресс (Бабурин С.В., 2014, Дмитриев Ю.А., 2007, Дебольский М.Г., 2015, Ермасов Е., 2009, Мельникова Д.В., 2015, Сандамирский М.Е., 2001, Чирков А.М., 2010) - это субъективная реакция, представляющая собой комплекс психологических переживаний личности, оказавшейся в условиях изоляции, на стрессоры в виде факторов пенитенциарной среды. Необходимо ответить, что осужденный является целостной личностью со своими достоинствами и слабостями, с множеством социальных ролей (человек, осужденный, сын, отец, супруг, член криминальной группировки или молодежного движения), потребностей, желаний и целей. Заключение является фактором, препятствующим реализации всех выше указанных аспектов жизни. Кроме того специфика пенитенциарного стресса обусловлена также личностными особенностями осужденных, их девиантностью и криминальной зараженностью. Как  отмечают специалисты,  большая часть осужденных отличается духовной дефицитарностью, что усугубляется под влиянием пенитенциарного стресса, посредством блокирования адаптационных процессов (Бабурин С.В., 2014). Усугубление «исходной психопатологии» может приводить к дальнейшей криминализации, негативным личностным изменениям, понижению уровня здоровья  и другим негативным последствиям. Специфичными для пенитенциарного стресса внешними детерминантами являются факторы пенитенциарной среды(социальная изоляция, депривация, условия жизни в ИУ и т.д.). Так же специфичными могут стать реакции осужденных на стресс: суициды, членовредительство, побег, групповые эксцессы и различные психопатологические реакции. В этой связи весьма остро встает вопрос о психологической помощи осужденным.
Можно выделить два направления психологической помощи осужденным. Первое направление предполагает, что помощь оказывается непосредственно личности, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, не связанной с уголовным наказанием (смерть близкого человека, развод, конфликт с другими людьми, тяжелая болезнь и т.д.). Второе –предполагает, что помощь осужденному оказывается в связи с влиянием факторов, обусловленных уголовным наказанием и, прежде всего, лишением свободы (ограничение возможностей удовлетворять естественные и социальные потребности, влияние тюремной субкультуры, конфликты с другими осужденными или администрацией, отказ осужденному в условно-досрочном освобождении и т.п.).Безусловно, оба направления взаимосвязаны (Дебольский М.Г., 2015).
Для составления наиболее эффективной программы психологической помощи осужденному необходим учет всех особенностей экстремальной ситуации: факторов, влияющих на формирование пенитенциарного стресса (объективные и субъективные), состояний взаимосвязанных с данным феноменом и возможных реакций. В настоящей статье остановимся на различных реакциях осужденных на пенитенциарный стресс и возможностях оказания психологической помощи с учетом данных реакций.
Реакции, взаимосвязанные с состоянием стресса нами разделены  на уровни реагирования, в зависимости от доминирующих психологических механизмов (Мельникова Д.В., 2016). Первый уровень – витальный (организменный), здесь реакции являются соматовегетативными, соответственно в стрессовой ситуации откликается либо симпатическая (стенические реакции), либо парасимпатическая нервная система(астенические реакции). На данном уровне реагирования реализовывается внутренняя необходимость «удовлетворения потребности здесь и теперь». Из выявленных нами реакций стеническими можно считать: вспыльчивость, раздражительность, беспричинные приступы гнева. Вместе с этим астеническими будут следующие реакции: заторможенность, сниженное настроение, физическая слабость. Кроме того, витальный уровень функционирования в некоторых случаях могут сопровождать реакции в виде нервных тиков. Второй уровень реагирования, условно назван мотивационно-ценностным, поскольку здесь на первый план выходит целеполагание. Осужденные на данном этапе реагирования понимают, что их эмоциональное состояние связано с невозможностью удовлетворить свои цели и потребности, при этом главным препятствием является нахождение в исправительном учреждении.  Следовательно, здесь мы можем говорить о появлении реакции фрустрации. Третий уровень – рефлексивный и предполагает серьёзный самоанализ. Можно предположить, что здесь мы можем столкнуться с тревогой и кризисными состояниями. Необходимо пояснить, что некоторые из описанных выше состояний и реакций могут быть следствием влияния личностных особенностей осужденных. Данное предположение нуждается в отдельной проверке и сопоставлении с ведущими копинг-стратегиями.
В зависимости от реакции на пенитенциарный стресс может существенно отличаться модель оказания психологической помощи. Психологическая помощь – это  содействие человеку или группе в решении жизненно важных проблем (затруднений), обусловленных индивидуально-психологическими особенностями личности или социально-психологическими явлениями в группе, организации (учреждении). На витальном уровне реагированияосновной задачей станет обучение техникам самоконтроля и саморегуляции (например, дыхательные упражнения, техники регуляции мышечного тонуса, техники релаксации), так как реакции здесь слабо контролируются, соответственно могут легко переходить в более глубокие и сложные состояния. Психологическая помощь в этой ситуации предполагает использование приемов эмпатии.   Дальнейшая работа может быть затруднена, так как осужденным, на данном уровне реагирования, проблема, как правило, не осознается (осужденный  может просто плохо себя чувствовать, отмечать  некоторые психологические реакции, однако не понимать их причин). Следующей нашей задачей является развитие навыков рефлексии у данной группы осужденных. Это позволит осуществлять работу с когнициями, прорабатывать иррациональные убеждения, чувства и эмоции связанные с этим, простроить цели и планы на будущее. На данном этапе наиболее актуальны будут техники гештальт-терапии, когнитивно-бихевиоральной, экзистенциальной психотерапии.
На мотивационно-ценностном уровне реагирования, реакции осужденных отличаются большей когнитивной сложностью реагирующего субъекта, поскольку на первый план выходит целеполагание и соответствующая мотивация, соответственно, здесь чаще всего проявляется состояние фрустрации. Таким субъектам, первоначально, необходимо отреагировать актуальное состояние, соответственно здесь  подойдут проективные методы. На этом этапе работы целесообразно использовать арт-терапию, песочную терапию. Далее следует проработать систему ценностей, иррациональные убеждения, планы на будущее и эмоции, связанные с каждым из возникающих состояний. Для таких целей наиболее актуальной является когнитивно-бихевиоральная терапия. Так же на данном уровне реагирования целесообразно использовать элементы психодрамы.
Третий уровень – рефлексивный. Работа с такими осужденными представляется наиболее простой (в отличие от двух предыдущих уровней). В данном случае развитые навыки рефлексии позволяют приступить непосредственно к проработке установок, осознаваемых эмоциональных состояний. Кроме того, с такими субъектами легко наладить продуктивный контакт и подвести их к осознанию ранее не допущенных в область сознания реакции и состояния.
Список использованной литературы:

1.   Бабурин, С.В. Проблемы стресса и адаптации в пенитенциарной психологии // Вестник института. Научно-практический журнал Вологодского института права и экономики ФСИН. Преступление. Наказание. Исправление. - Вологда: Издательство Вологодского института права и экономики ФСИН России. – 2014. – № 1 (25). – С. 46-50.
2.   Дебольский, М.Г. Психологическая помощь осужденным: теория и практика, меры по совершенствованию нормативно-правового регулирования. // 2-ой Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» 25-27 ноября 2015 г., Т. 5., Материалы международной научно-практической конференции. – Рязань: Академия ФСИН, 2015. – С. 87 – 91.
3.   Дмитриев, Ю.А. Пенитенциарная психология / Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 681 с.
4.   Ермасов, Е.В.  Психологический стресс в условиях изоляции // Развитие личности. – 2009.– №2. – С. 84-99.
5.   Мельникова, Д.В. Курсовая работа «Особенности оказания психологической помощи осужденным при пенитенциарном стрессе с учетом взаимосвязанных с ним состояний и реакций». – МГППУ, 2016. – 60 с.
6.   Мельникова, Д.В., Дебольский, М.Г. Пенитенциарный стресс и особенности его проявления у осужденных, подозреваемых, обвиняемых // Психология и право. – 2015. – Т. 5. – № 2. – С. 105–116.
7.   Сандомирский, М.Е. Психологическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных: монография / М.Е. Сандомирский. Уфа: Изд-во Здравоохранение Башкартостан, 2001. – 88 с.
8.   Чирков, А.М. Пенитенциарный стресс//Актуальные вопросы психологии, педагогики, социальной работы. – 2010. – № 9. – С. 47-55.