Автор Тема: Факторы риска агрессивного поведения у несовершеннолетних правонарушителей...  (Прочитано 1295 раз)

Афонина Ю.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Факторы риска агрессивного поведения у несовершеннолетних правонарушителей с психическими расстройствами и методы их оценки

Афонина Ю.С ., студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Д.С. Ошевский

Для понимания природы агрессивного криминального поведения у несовершеннолетних с психическими расстройствами и разработки мер специфической работы, необходимо выявлять механизмы агрессивного поведения, причины его возникновения, а для понимания причин агрессивного криминального поведения, необходимо выявить факторы риска, которые способствуют такому поведению. 
Для несовершеннолетних с расстройствами шизофренического спектра характерны специфические нарушения, которые негативно влияют на самоконтроль и критичность к своим действиям. В данной категории прослеживаются нарушения мышления, восприятия, а вследствие этого – трудности с осмыслением ситуации. Для подростков с данными расстройствами характерны трудности с оценкой своих действий, они склонны к неоднократному совершению преступных действий, большинство которых отличаются чрезмерной жестокостью. При расстройствах шизофренического спектра нарушается процесс мышления, отмечается нарушение ассоциативной сферы, искажается смысловая сфера, а также отмечается своеобразие мотивации, при которой действия таких подростков становятся недостаточно предсказуемыми (Зейгарник Б.В., 2003). Вследствие этого подростки испытывают трудности в общении, что также относится к факторам риска агрессивного поведения, так как в подростковом возрасте ведущей потребностью человека является именно общение со сверстниками. Ситуация ухудшается, если присутствует  насилие со стороны близкого окружения или сложная ситуация в семье (Ошевский Д.С., 2006).
При изучении органического поражения головного мозга (ОПГМ) у несовершеннолетнего ведущими факторами агрессивного криминального поведения является тот факт, что родители, особенно мать, злоупотребляли психоактивными веществами и алкоголем. Алкоголизация родителей или употребление психоактивных веществ (ПАВ) сказываются на образе жизни всей семьи, в которой растёт несовершеннолетний. Плохая адаптация в школе влечёт за собой нарушение дисциплины. Также одним из проявлений ОПГМ является интеллектуальное снижение, что также влияет на смысловую сферу, на обучение и социальную адаптацию. Так как в подростковом возрасте ведущей деятельностью является общение со сверстниками, то подросток из просоциальной среды, где отношения со сверстниками не складываются, может попасть в диссоциальную среду. Из неблагополучной для такого подростка среды он попадает в диссоциальную среду, где происходит первый опыт употребления алкогольных напитков. В агрессивно настроенной криминальной группе возможно искажение смысловой сферы и переосмысление ценностей. В силу заострения индивидуальных черт личности, например, высокой чувствительности к внешним ситуациям и фиксации на негативных переживаниях, риск повторения противоправных действий повышается. Также при органическом расстройстве может отмечаться раздражительность, конфликтность и эмоциональная неустойчивость (Зубкова А.А., Ошевский Д.С., 2014; Мальцева М.М., Котов В.П., 1995; Макушкин Е.В., 2009).
Агрессивное поведение подростков с психопатическими расстройствами связывают с эмоциональной неустойчивостью, трудностями волевого контроля собственного поведения, а также повышенной зависимостью от внешних условий. К причинам нарушения поведения можно отнести нарушения в дизонтогенетическом развитии – нарушении онтогенеза по причине воздействия различных факторов (генетических, ранних поражений головного мозга, последствий хронических заболеваний, функциональных задержек и др.). При психопатических расстройствах главное значение в совершении агрессивных действий принимают дисгармония личности, нарушение эмоционально-волевой сферы, взаимосвязь агрессивных действий с определёнными чертами характера, эмоциональная неустойчивость и др., что может приводить к трудностям и неадекватным реакциям в социальной среде. Некоторые психопатические личности могут отличаться особым образом мышления, который проявляется при оценке своего «Я», в понимании межличностных отношений, а вследствие этого возможной необъективной самооценкой (Макушкин Е.В., 2009; Сафуанов Ф.С., 2003).
При оценке факторов риска агрессивного поведения у несовершеннолетних правонарушителей с различными психическими расстройствами может быть использован следующий комплекс методик:
1. «Тест руки» (Hand Test) Э. Вагнера – проективная методика, может быть использована для оценки склонности к агрессивному реагированию (Ильин Е.П., 2014).
2. Тест фрустрационной толерантности С. Розенцвейга – может быть применён для изучения склонности к агрессии и механизмов её сдерживания (Дементий Л.И., 2004).
3. Индивидуально-типологический диагностический опросник (ИТДО) Л.Н.Собчик – может применяться для исследования индивидуально-психологических особенностей (Собчик Л.Н., 2007).
4. Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М.Эткинда – может применяться для исследования особенностей смысловой сферы (Эткинд А.М., 1988).
5. SAVRY («Структурированная оценка риска насилия у подростков») – методика структурированной оценки риска агрессивного поведения несовершеннолетнего лица (Ошевский Д.С., Макушкин Е.В., Дозорцева Е.Г., Бадмаева В.Д., 2015).
6. MAYSI-2 – скрининговая методика оценки психического здоровья для выявления наличия различных заболеваний и патологий (Lyn Kathlene, 2014).
Использование представленного комплекса методик при исследовании агрессивного поведения у подростков с рассмотренными в данной работе психическими расстройствами является достаточно актуальным. При названных психических расстройствах факторы риска агрессивного поведения в большей степени взаимосвязаны с интеллектуальным развитием, смысловой сферой и развитием моральных суждений, а также с индивидуально-психологическими особенностями. Параллельное использование скрининговых инструментов для оценки психического здоровья личности позволяет достаточно полно исследовать механизмы агрессивного поведения, а также выявить факторы риска.
Список использованной литературы:

1.   Зейгарник, Б.В. Патопсихология : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., стереотип. – Москва : Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.
2.   Зубкова А.А, Ошевский Д.С. Факторы риска агрессивного криминального поведения у подростков с органическим поражением головного мозга // Психическое здоровье. –  2014. – № 12. – С. 34-41.
3.   Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения. – Санкт-Петербург : Питер, 2014. – 368 с. : ил.
4.   Макушкин, Е.В. Агрессивное криминальное поведение у детей и подростков с нарушенным развитием. – Москва : ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. – 240 с. : ил.
5.   Мальцева М.М., Котов В.П. Опасные действия психически больных. – Москва : Медицина, 1995. – 256 с.
6.   Ошевский Д.С., Макушкин Е.В., Дозорцева Е.Г., Бадмаева В.Д. Оценка риска противоправного агрессивного поведения у несовершеннолетних с аномалиями психического развития : методические рекомендации. – Москва : ФГБУ «ФМИЦПН» Минздрава России, 2015. – 25 с.
7.   Ошевский Д.С. Психическое развитие у подростков с психическими расстройствами, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения (психологический аспект): дис. … канд. психол. наук. Москва, 2006 – 167 с.
8.   Сафуанов, Ф.С. Психология криминальной агрессии. Москва : Смысл, 2003. – 300 с.
9.   Собчик, Л.Н. Психодиагностика в медицине. Практическое руководство. – Боргес, 2007. – 416 с.
10.    Фрустрация : Понятие и диагностика : Учебно-методическое пособие : Для студентов специальности 020400 «Психология» / Сост. Л.И.Дементий. – Омск : Издательство ОмГУ, 2004. – 68 с.
11.   Эткинд, А.М. Цветовой тест отношений // Практикум по психодиагностике : психодиагностические материалы. – Москва : Издательство МГУ. 1988. – 119-122 с.
12.   Lyn Kathlene, Ph.D.  MAYSI-2 : Administration and Referral Protocol Template Instructions. Spark Policy Institute, 2014. – p. 45.