Автор Тема: Психологические особенности почерка девиантных подростков  (Прочитано 595 раз)

Емелина А.О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Психологические особенности почерка девиантных подростков
 
Емелина А.О., студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – И.Н. Коноплева

Индивидуальные особенности почерка определяются как совокупность тех особенностей, которые присущи только одному человеку, которых нет у других. В то время, когда человек обучается письму, у него вырабатывается определенный навык письма, а также формируются удобные и привычные движения. Как раз в процессе тренировок и выявляется, что некоторые движения при написании элементов букв неудобны и несвойственны человеку, именно из-за этого и происходит приспособление движений к личностным особенностям, то есть пишущий пытается найти для себя оптимальную систему движений. В процессе приспособления в почерке можно увидеть некоторые отклонения в письме, и именно эти отклонения означают начало формирования своего индивидуального почерка.
С помощью графологического анализа можно определить присутствует ли у подростка тревога, агрессия, вспыльчивость, нерешительность и т.д. Все эти психологические особенности проявляются в почерке, в отельных элементах букв, в полях, в высоте букв и т.д. В данной работе проведено исследование именно в этой области и проанализированы результаты взаимосвязи агрессивности и тревожности с почерком девиантных подростков, выявлено то, насколько результаты диагностических методик и почерка схожи, и как именно проявляется агрессивность и тревожность в почерке.
Исследованиями в области графологии занимались ученые еще в 18 веке, но до сих пор существует проблема, которая заключается в том, что в настоящее время многие ученые спорят о взаимосвязи особенностей почерка с психологическими и индивидуальными особенностями пишущего. Это обуславливается тем, что почерк зависит от строения руки и пальцев, что ручка и бумага оказывают большее влияние на почерк, чем характер и психологическое состояние. Существует также мнение о том, что именно школьная система определяет почерк, что почерк не может отражать личностных особенностей, так как он меняется с годами, а также то, что пишущий может произвольно изменять свой почерк.
Цель исследования состоит в изучении психологических особенностей почерка девиантных подростков.
При проведении исследования были использованы:
1.   Опросник BPAQ (Buss-PerryAggressionQuestionnaire, 1992), разработан А. Бассом и М. Перри для диагностики склонности к агрессии.
2.   Тест «Исследование тревожности» (Опросник Спилбергера).
3.   Заготовленный текст для исследования почерка.
База исследования: Государственное образовательное учреждение Специальная общеобразовательная школа открытого типа для девиантных подростков № 2. В исследовании приняли участие 23 учащихся подросткового возраста.
По Опроснику BRAQ были получены следующие результаты: у 35% испытуемых был выявлен явно выраженный признак склонности к агрессии, в пределах нормы данных признак находился у 61% учащихся и лишь у 4% данный признак отсутствовал или был незначительно выражен.
Подростки в своем возрасте часто склонны проявлять агрессивное поведение. Если родители будут игнорировать агрессивное поведение, то подросток найдет одобрение в таком поведении у своих сверстников и своего круга общения. Кроме этого, на агрессивное поведение может повлиять и тот факт, что существуют запреты в нарушении общепринятых правил, и подросток пытается проверить, каким будет наказание. Если родители игнорируют агрессивное поведение своего ребенка, то это может послужить для него некоторым одобрением в данном поведении.
Агрессивное поведение является физическим или вербальным поведением, которое направлено на то, чтобы причинить вред кому-либо. Проявление агрессии в прямой форме означает, что человек не скрывает своего агрессивного поведения от окружающих. Такой человек может открыто вступать в конфликты, проявлять агрессию в своих действиях, а также может высказывать угрозы в сторону кого-то. Также агрессия может проявляться и в косвенной форме, когда она скрывается под сарказмом, иронией, личной неприязнью, тем самым оказывая давление на жертву.
По Тесту «Исследование тревожности» (Опросник Спилбергера) были подсчитаны результаты и сделаны следующие выводы: умеренный уровень ситуативной и личностной тревожности выявлен у 31% опрошенных; умеренный уровень ситуативной тревожности и высокий уровень личностной тревожности –17%; высокий уровень ситуативной и личностной тревожности – 22%; высокий уровень ситуативной тревожности и умеренный уровень личностной тревожности, но близок к высокому – 4%; низкий уровень ситуативной и личностной тревожности – 4%; высокий уровень ситуативной тревожности и умеренный уровень личностной тревожности – у 13% опрошенных; умеренный уровень ситуативной тревожности и низкий уровень личностной тревожности – у 9% учащихся.
Тревожность в подростковом возрасте связана с расстройством настроения в этот период. Данная тревога в этом возрасте обусловлена тем, что подросток переживает кризис – частая смена настроения, эмоциональная неустойчивость. Смене настроения способствует много факторов: изменение статуса внутри семьи, начало самостоятельности, смена ведущей деятельности, общение со сверстниками и т.д.
Подросток может и не проявлять тревожность в своем поведении, но по ее уровню можно определить, насколько часто у ребенка возникает чувство тревоги. Подростки, склонные испытывать чувство тревоги, воспринимают окружающий мир как угрозу, опасность.
По многочисленным исследованиям тревожность у ребенка развивается из-за внутреннего конфликта, который может быть вызван тем, что ребенку предъявляют противоречивые требования (родители не пускают его в школу из-за плохого самочувствия, а учитель ставить плохую отметку); неадекватные требования (ребенок плохо учится и родители это не принимают); конфликты, связанные с оценкой успешности и неуспешности в различных сферах деятельности; нарушения взаимодействия с семьей.
Можно предположить, что тревожность возникает и закрепляется тогда, когда не удовлетворены актуальные на тот момент потребности. Тревожность может быть частым проявлением в жизни человека в любой ситуации, а может возникать и в конкретных ситуациях.
Также на возникновение тревожности влияет неуверенность в себе, заниженная самооценка, трудное принятие решений, трудность в общении со сверстниками. С возрастом тревога сосредотачивается на взаимодействии с семьей, школой и т.д. В подростковом возрасте тревожность выражается в волнении, беспокойстве в учебе, в отношении к себе, отрицательная оценка со стороны взрослых и сверстников. Из-за этого ребенок может ощущать свою неполноценность, неуверенность в своем поведении и в принятом решении. Также на закрепление и возникновение тревожности в подростковом возрасте влияет учебный процесс: много домашних заданий, много уроков в день, разногласия с педагогами и родителями, оценка педагога, а также смена школы и смена круга общения.
Итак, возникновение, развитие и закрепление тревожного состояния может негативно сказать на подростка и на его будущем. Подростки зачастую могут оказывать в тревожной ситуации, что может повлечь за собой ухудшение результата деятельности.
Анализируя тест по исследованию почерка у девиантных подростков, получены следующие результаты: агрессия явно выявлена у 43% тестируемых; в незначительной степени – у 17%; не выявлено агрессии в почерке у 39% опрошенных; тревожность присутствует у 61% тестируемых, у 39% по результатам исследования почерка – она отсутствует.
Признаки, которые подтверждают наличие агрессии в почерке: у тех испытуемых, у которых была выявлена агрессия в почерке, написанный текст был очень плотным, расстояние между словами, буквами и строками было минимальное или же наоборот практически отсутствовало, у испытуемых также строки залезали одна на другую, поля отсутствовали и у некоторых буквы даже не умещались на листе. Также признаком агрессивности служил угловатый почерк, размашистые и крупные буквы и слова, иногда строки и расстояние менялись, нажим был сильным, что свидетельствует об агрессии в почерке.
У 61% тестируемых в почерке была выявлена тревожность, которая также была выявлена в тесте. На почерк влияет обстановка, настроение, письменные приборы и т.д. – и это все внешние факторы, влияющие на почерк. При письме были замечены следующие признаки: неравномерный наклон при письме, слабый и неравномерный нажим, неравномерное направление строк, то есть строки имеют тенденцию спускаться вниз, но человек в тревожном состоянии всегда пытается выровнять строку из-за этого и происходит неравномерное написание строчки, но так как невозможно постоянно думать о правильном написании строки, то сточки снова опускаются вниз. Также тревожность проявляется в недописывании строк до конца, то есть человек оставляет большой промежуток в конце строчки – это может говорить о том, что человек неуверен в себе. Еще один признак, который свидетельствовал о тревожности – это неровные линии, разного размера буквы и промежутки. Люди с тревогой зачастую не дописывают буквы или элементы буквы, иногда и вовсе могут пропускать слоги в словах. Тревожность проявляется также и в полях: поля справа могут быть широкими, неровными или вообще могут отсутствовать. Тревожность проявлялась еще в ошибках, которые испытуемых допускали в словах.
Объединив результаты исследований по всем 3 методикам, выявлено: агрессия явно выражена у 43% испытуемых (по результатам исследования почерка), у 4% из них в тесте этого не выявлено; в незначительной степени агрессия выражена у 18% испытуемых, у 9% тест это не подтвердил.
Тревожность выявлена у 61% прошенных. В почерке и в тестах она также присутствует, у 39% – в почерке признаки тревожности отсутствуют.
Проведя исследование и анализируя результаты, необходимо сделать вывод, что гипотеза подтвердилась. Тревожность и агрессивность были выявлены как по результатам тестов, так и по исследованию почерка девиантных подростков.