Автор Тема: Взаимосвязь ролевой виктимности и симптомов профессионального выгорания...  (Прочитано 2031 раз)

Пилипчук А.,Яценко Т.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Взаимосвязь ролевой виктимности и симптомов профессионального выгорания  у педагогов сельских школ

Пилипчук А.Н., студентка Барановичского
 Государственного Университета,
г. Барановичи, Республика Беларусь
Научный руководитель – Т.И. Яценко

Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни человека. Она  может влиять  на жизнь человека как позитивно, так и негативно. Одним из наиболее вероятных негативных векторов  профессионального развития педагогов является профессиональное выгорание.
Термин «выгорание» появился сравнительно недавно, лишь в 1974 г. он был введен в научный оборот американским психиатром Х. Фрейденбергом. Он используется для характеристики состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном эмоциональном общении с другими людьми. К данной категории относятся и педагоги.
Профессиональное выгорание – синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально–энергических и личностных ресурсов работающего  человека  (Водопьянова Н.Е., 2005). 
Анализ ряда работ ученых (Н.В. Самоукиной, В.Е. Орла, Н.Е. Водопьяновой и др.) показал, что симптомы профессионального выгорания можно разделить на три группы  (Самоукина Н.В., 2006; Орел В.Е., 2005; Водопьянова Н.Е., 2005):
1. Поведенческие. Характерна частая смена рабочего режима, безразличие к трудовой деятельности. Педагоги дистанцируются от коллег и учеников.
2. Физические. Педагоги чувствуют постоянное физическое утомление, истощение. Они часто болеют, что сказывается на их профессиональной работоспособности.
3. Социально-психологические. Для педагогов характерна общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы, постоянное переживание негативных эмоций и  депрессия, повышенная тревожность.
Педагоги с данной симптоматикой, подверженные синдрому профессионального выгорания, характеризуются неудовлетворенностью своей профессиональной деятельностью, взаимоотношениями с коллегами и учениками.
В своем исследовании мы предположили, что симптомы профессионального выгорания педагогов взаимосвязаны с уровнем их ролевой виктимности.
Как отмечает М.А. Одинцова, ролевая виктимность – это  предрасположенность  индивида  в  силу  неблагоприятных  объективных  и  специфических  субъективных факторов продуцировать тот или иной тип поведения жертвы, выражающийся в позиции либо статусе  жертвы,  а  также  в  их  динамическом  воплощении:  социальной  или  игровой  роли  жертвы (Одинцова М.А., 2012).
Педагоги с ролевой виктимностью предпочитают во взаимодействии с учениками и коллегами неконструктивные, преодолевающие стили поведения (избегание, манипуляция, агрессивные действия и пр.). Они часто обвиняют других в своих неудачах и поражениях. У них постоянно возникают проблемы в профессиональной деятельности, при этом они не пытаются их решить и ничего не меняют в своей жизни.
В нашем исследовании приняли участие 57 педагогов сельских школ. В качестве диагностического инструментария были выбраны: методика «Определение психического выгорания» А.А. Рукавишникова,  опросник «Проявление виктимности в вашем поведении» М.А. Одинцовой. Выявление характера взаимосвязи профессионального выгорания и ролевой виктимности у педагогов осуществлялось с помощью вычисления коэффициента корреляции Пирсона.
По результатам корреляционного анализа было установлено наличие значимой прямой взаимосвязи между уровнем выраженности у педагогов ролевой виктимности и симптомами такой стадии профессионального выгорания, как психоэмоциональное истощение (r=0,27, p=0,04). То есть чем ниже уровень жизнестойкости, отсутствия осознанных смысложизненных ориентаций у педагогов, склонности воспринимать и позиционировать себя как жертву жизненных обстоятельств и межличностных отношений, тем в большей степени они подвержены истощению эмоциональных, физических и энергетических ресурсов. Для них характерна повышенная чувствительность к оценкам коллег и учеников, социальное окружение представляет для них особенную значимость. Педагоги не желают идти на работу, ожидают скорейшего окончания рабочего дня.
Была установлена значимая прямая взаимосвязь между ролевой виктимностью педагогов и симптомами такой стадии профессионального выгорания, как личностное отдаление (r=0,37, p=0,004).  Значит чем выше склонность педагогов уходить от проблем, пессимистично относится к происходящему и заниматься самообвинениями, тем в большей степени у них проявляется нежелание контактировать с людьми. Данная категория педагогов характеризуется циничным, негативным отношением  к коллегам и ученикам. Они критично относятся к окружающим и некритичны в оценке самих себя. Зачастую такие педагоги безразличны к своей карьере, для них также характерна повышенная раздражительность и нетерпимость в ситуациях общения.
Установлено наличие значимой прямой взаимосвязи между ролевой виктимность педагогов и психическим выгоранием  в целом (r=0,26, p=0,047). Для педагогов с высоким уровнем ролевой виктимности, выражающейся в раздражении и агрессии, направленной на других, свойственна повышенная переменчивость в настроении. У них ярко выражена психоэмоциональная симптоматика, проявляющаяся в нарушении сна, излишнем беспокойстве, рассеянности. Характерна неудовлетворенность своей повседневной деятельностью. Очень часто поведение таких педагогов характеризуется безразличием к профессиональной карьере. Педагоги с высоким уровнем ролевой виктимности, чрезмерно эмоционально включены в напряженные, трудные профессиональные ситуации, пессимистично относятся к происходящему, занимаются самообвинениями, в результате чего переживают эмоциональный дискомфорт. Следует отметить, что такие педагоги стремятся снять с себя ответственность за происходящее, постоянно обвиняя в своих трудностях  коллег и учеников. Они неудовлетворенны собой как профессионалами, у них заниженная самооценка и чувство низкой профессиональной самоотдачи.
Таким образом, ролевая виктимность повышает риск возникновения и стремительного развития у педагогов сельских школ профессионального выгорания. Данная проблема остается мало изученной, и перспективна для дальнейшего исследования.

Список использованной литературы:

1. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб. : Питер, 2005. – 336 с.
2. Одинцова М. А., Радчикова Н. П. Разработка и стандартизация опросника «тип ролевой виктимности» / М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова // Известия ПгПу им. В. Г. Белинского, 2012. – № 28. – С. 1303–1310.
3. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности: руководство / В.Е. Орел. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 330 с.
4. Самоукина, Н.В. Психологический тренинг для учителя: советы психолога / Н.В. Самоукина. – 2-е изд., испр. – М. : Психотерапия, 2006. – 187 с.