Нравственная надежность профессионала (на примере юристов и психологов)
Панкратова А.В., студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Н.В. Богданович
Важной спецификой юридической психологии является изучение психологических особенностей, обусловленных правовым контекстом. Большинство исследований строятся на рассмотрении особенностей личности с девиантным или делинквентным поведением, изучении причин демонстрируемого поведения, а также его коррекции. В нашем исследовании мы рассмотрели иной угол обзора, а именно изучение механизмов сдерживающего поведения. На наш взгляд, именно такой подход на сегодняшний момент наиболее актуален и малоизучен.
Выделенным компонентом сдерживающего поведения являются аспекты нравственности. Изучение данного свойства личности видится целесообразным у людей, занимающихся «помогающими» профессиями, а именно у юристов и психологов. Целью исследования является выявление особенностей нравственной надежности у юристов и психологов. Для успешного достижения цели было сформировано 4 группы испытуемых: студенты-юристы, студенты-психологи, а также занимающиеся профессиональной деятельностью психологи и юристы.
Основные идеи работы заключаются в исследовании профессий психолога и юриста, а также процессов приобретения профессионализма в той или иной деятельности и их связь с личностными особенностями (конструктами).
В ходе теоретического и практического изучения было выявлено:
При сравнении показателей нравственной надежности сделан вывод, что показатели этой характеристики у юристов выше, чем показатели того же признака у психологов, и данное различие повышается в процессе профессионализации.
Изучение персональных конструктов у лиц, принадлежащих «помогающим» профессиям, дают достоверные основания полагать, что в целом отмечается общий принцип при осуществлении оценки.
Преобладающей категорией у юристов (как профессионалов, так и студентов) является категория «Морально-этическая» (4), в которую входят следующие качества: честный, справедливый, хороший, плохой, добрый, злой, воспитанный и т.д.
Наиболее часто встречаемая категория, которая отмечается у психологов и студентов, получающих психологическое образование, формулируется как «индивидуально - психологическая» (7), которая описывает следующие характеристики: экстраверт, интроверт, мечтательный, капризный, педантичный и т.д.
В целом, когнитивная сложность юристов ниже того же показателя психологов. Однако показатели когнитивной сложности студентов юристов выше, чем показатели студентов психологов по тому же признаку.
Полученные результаты данных, а также выделенные перспективы и рекомендации могут быть применены в практической сфере, а именно для усовершенствования эффективности образовательного процесса.