Автор Тема: Нравственная надежность профессионала  (Прочитано 2807 раз)

Панкратова А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Нравственная надежность профессионала (на примере юристов и психологов)

Панкратова А.В., студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Н.В. Богданович

Важной спецификой  юридической психологии является изучение психологических особенностей, обусловленных правовым контекстом. Большинство исследований строятся на рассмотрении особенностей личности с девиантным или делинквентным поведением, изучении причин демонстрируемого поведения, а также его коррекции. В нашем исследовании мы рассмотрели иной угол обзора, а именно изучение механизмов сдерживающего поведения. На наш взгляд, именно такой подход на сегодняшний момент наиболее актуален и малоизучен.
Выделенным компонентом сдерживающего поведения являются аспекты нравственности. Изучение данного свойства личности видится целесообразным у людей, занимающихся «помогающими» профессиями, а именно у юристов и психологов. Целью исследования является выявление особенностей  нравственной надежности у юристов и психологов. Для успешного достижения цели было сформировано 4 группы испытуемых: студенты-юристы, студенты-психологи, а также занимающиеся профессиональной деятельностью психологи и юристы.
Основные идеи работы заключаются в исследовании профессий психолога и юриста, а также процессов приобретения профессионализма в той или иной деятельности и их связь с личностными особенностями (конструктами).
В ходе теоретического и практического изучения было выявлено:
При сравнении показателей нравственной надежности сделан вывод, что показатели этой характеристики у юристов выше, чем показатели того же признака у психологов, и данное различие повышается в процессе профессионализации.
Изучение персональных конструктов у лиц, принадлежащих «помогающим» профессиям, дают достоверные основания полагать, что в целом отмечается общий принцип при осуществлении оценки.
Преобладающей категорией у юристов (как профессионалов, так и студентов) является категория «Морально-этическая» (4), в которую входят следующие качества: честный, справедливый, хороший, плохой, добрый, злой, воспитанный и т.д.
Наиболее часто встречаемая категория, которая отмечается у психологов и студентов, получающих психологическое образование, формулируется как «индивидуально - психологическая» (7), которая описывает следующие характеристики: экстраверт, интроверт, мечтательный, капризный, педантичный и т.д.
В целом, когнитивная сложность юристов ниже того же показателя психологов. Однако показатели когнитивной сложности студентов юристов выше, чем показатели студентов психологов по тому же признаку.
Полученные результаты данных, а также выделенные перспективы и рекомендации могут быть применены в практической сфере, а именно для усовершенствования эффективности образовательного процесса.



Катюхина А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Очень интересное исследование, а главное - общественно важное.
Скажите пожалуйста, а какие базы выборки были? Учитывалась ли разница в образовании (образовательных программ институтов)?
И позвольте утолить личное любопытство, если это возможно: как Вы определяли нравственность и на что опирались в теории для выведения показателей?
Заранее благодарю.

Панкратова А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Доброго времени! Благодарю за проявленный интерес.
 Выборка испытуемых состоит:
1.   Юристы, работающие по профессии. Возраст испытуемых составляет от 26- до 35 лет. Образование - высшее, юридическое. Опыт работы по профессии составляет не менее трех лет. В частности, в исследовании принимали участие следователи различных округов Москвы. (Исследование проводилось на базе отдела криминалистики следственного комитета, во время семинара повышения квалификации).
2.   Психологи, осуществляющие профессиональную деятельность не менее трех лет. Возраст испытуемых варьируется от 26 до 35 лет. Образование участников исследования - высшее, психологическое. Обязательным было условие: осуществление деятельности, предполагающей психологическое образование. Участие принимали: психологи московских и подмосковных школ, детских садов и психологических центров, а также психологи, осуществляющие маркетинговые услуги.
3.   Студенты юридического университета. Возраст испытуемых от 18-20 лет. Участие принимали студенты 3 курса гражданско-правовой специализации (МГОУ).
4.   Студенты психологического университета, в возрасте от 18 до 20 лет. В исследовании участвовали студенты 3 курса, различных специализаций (МГППУ).
Половые характеристики участников исследования не оказывают значимого значения на результаты, но в ходе реализации цели нами было усреднено количество мужчин и женщин в равных количествах во всех представленных группах испытуемых. Средний возраст групп специалистов, работающих по профессии не менее 3х лет, составляет 29 лет. Средний возраст студентов – 19 лет. (Данные подсчитаны с использованием программы IBM SPSS Statistics 22).
Основным понятием научной работы является «Нравственная надежность», которая понимается как «уровень развития самосознания личности, при котором  жизненные цели и способы их достижения осознаны, организованы и упорядочены в соответствии с нормами морали».  Инструмент выявления нравственной надежности(Опросник нравственной надежности (Стрижов Е.Ю.)) включает в себя следующие шкалы:
1.   Признание ответственности перед нормами (1.);
2.   Понимание необходимости соблюдения норм(2.);
3.   Учет моральных норм в поведении(3.);
4.   Устойчивость к негативным нормам(4.);
5.   Отрицание обмана и мошенничества(5.);
6.   Отношение к деньгам и богатству(6.);
7.   Авантюризм - отсутствие авантюризма(7.);
8.   Эгоизм – альтруизм(8.);
9.   Нравственные основы отношения к труду(9).