Автор Тема: Социально-психологическая характеристика несовершеннолетних воспитанников...  (Прочитано 4975 раз)

Зайцева,Колесова

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Социально-психологическая характеристика несовершеннолетних воспитанников воспитательных колоний

Зайцева Ю.А., Колесова О.И., магистранты
психолого-педагогического факультета ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара», Арзамас
Научный руководитель – доктор педагогических наук,
профессор Щелина Т.Т.

Одной из важнейших проблем современной России является рост числа и тяжести правонарушений, совершаемых несовершеннолетними на фоне правового инфантилизма и нигилизма как негативного отношения молодежи к закону, праву, правоохранительным органам. Преступность несовершеннолетних особо опасна для общества, поскольку угрожает его будущему. По различным оценкам доля несовершеннолетних составляет 30-40% от общего количества преступлений, совершенных в государстве.
Психологическая характеристика подростков с нарушениями в личностном и социальном развитии является показательной в отношении особенностей совершаемых ими преступлений. По данным сотрудников психологических лабораторий воспитательных колоний (ВК), основные особенности преступности несовершеннолетних представлены относительной узостью её диапазона, преобладанием ситуативных преступлений, своеобразием мотивации преступной деятельности – стремление к самоутверждению, юношеский конформизм и т.п.; заметным преобладанием групповой преступности (почти три четверти от общего количества совершённых преступлений, причем наиболее опасных – разбойные нападения, изнасилования и убийства).
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни несовершеннолетних преступников. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению антисоциального поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воле окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.
В этой связи особое внимание необходимо обратить на изучение особенностей следующих групп воспитанников:
   вновь прибывшие,
   состоящие на профучете по заявкам заинтересованных лиц,
   воспитанники, адаптирующиеся к условиям ВК,
   занимающиеся в тренинговых группах,
   содержащиеся в строгих условиях содержания (СУС),
   готовящиеся к условно-досрочному освобождению (УДО),
   кандидаты для работы за пределами ВК,
   кандидаты для перевода в льготные и строгие условия содержания.
Представим краткую их характеристику. Вновь прибывшие продолжают характеризоваться: преобладанием эпилептоидного типа личности, холерического и меланхолического типа темпераментов; увеличением криминальной зараженности, снижением интеллектуальных способностей. Для них характерны: эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревоги; отсутствие способностей к саморегуляции; наличие психологических защит; психопатические отклонения в развитии личности.
Воспитанники, адаптирующиеся к условиям ВК, характеризуются неустойчивым эмоциональным состоянием; отсутствие признания вызывает обиду, раздражение, мешает установлению взаимопонимания. При этом у них недостаточно уверенности в себе и инициативы. Они импульсивны, отличаются наличием внутренних противоречий. Чаще они избегают реальности, живут воспоминаниями и считаю отбывание наказания в условиях Арзамасской ВК временным, поэтому имеют низкую мотивацию к любой деятельности и собственному исправлению.
Воспитанники, состоящие на профучете. У 30% из них состояние и настроение нестабильное. Они стремятся к независимости; привлекают к себе внимание различными, порой неадекватными способами; 25% сохраняют склонность к рискованному поведению; в состоянии – ощущение уязвленного самолюбия, в некоторых случаях – неудовлетворенность своей социальной позицией. Особенно это характерно для воспитанников, имеющих низкий социальный статус в коллективе осужденных. Группа болезненно реагирует на различные ситуации, надеется на понимание, сочувствие и помощь; чаще испытывает состояние психологического дискомфорта, что может вести к нарушениям, деструктивному поведению. Некоторым свойственно доминирование эмоций над разумом в критических ситуациях, аффекты, готовность реагировать на психотравмирующую ситуацию эмоционально.
Среди состоящих на учете выделяются воспитанники, склонные к побегу, суициду, имеющие психические отклонения, имеющие низкий социальный статус в коллективе осужденных, осужденные за насильственные преступления и т.д. Они требуют более серьезной индивидуальной работы в связи с изменением эмоционального состояния и настроения, риском деструктивного поведения.
Воспитанники, содержащиеся в строгих условиях содержания. Большинство ребят осознают свое положение, не удовлетворены им и ждут помощи в изменении ситуации к лучшему. Основное желание – получить признание собственной индивидуальности. Общее недоверие себе и миру, неумение принять иную точку зрения мешает достигать взаимопонимания с окружающими. Укрепляется оборонительная позиция в виде протеста и обвинения других, что поддерживает нестабильность поведения. Упорство в достижении цели, стремление в установлении теплых дружеских связей и эстетическая направленность, надежда на помощь сотрудников – благоприятная почва для работы с ними.
Как правило, случаи злостного нарушения режима воспитанниками связаны с отсутствием у них перспективы досрочного освобождения; наличием у прибывающих из СИЗО новичков большого количества взысканий; большим процентом воспитанников с психическими отклонениями (48 % состоят на учете у психиатра).
В опыте нашего взаимодействия в соответствии с выявленными особенностями воспитанников были определены группы для оказания необходимой помощи и поддержки. Воспитанники, испытывающие проблемы эмоционального плана (вновь прибывшие в ВК, стоящие на профучете, имеющие низкий социальный статус в коллективе осужденных и др.), приглашались на занятия эмоционально-волевой тренировки; занятия по арт-терапии; занятия с использованием релаксирующих упражнений. Воспитанники с проблемами в общении приглашались на занятия по развитию навыков эффективного общения и т.д. Результаты последующих обследований позволяют сделать вывод о своевременности оказанной помощи, поскольку обнаруживается улучшение эмоционального состояния и настроения воспитанников.
Индивидуально-групповая дифференциация работы с воспитанниками позволяет предотвращать возникновение межличностных конфликтов, осуществлять помощь в их разрешении. Как правило, участниками конфликтов являются осужденные среднего и низкого статуса; вновь прибывшие воспитанники и уже содержащиеся в ВК. Причинами конфликтов являются неприязненные отношения, сложившиеся до заключения под стражу (осужденные проживали в одном поселке) и сложившиеся неприязненные отношения в СИЗО (осужденные находились в одной камере).
В связи с этим в карантинном отделении необходима специальная профилактическая работа, направленная на анализ всей информации о вновь прибывающих воспитанниках, прогнозирование возможных вариантов их поведения, группы риска по возникновению конфликтных отношений, вариантов распределения по отрядам, стратегий и тактики взаимодействия и контроля со стороны все задействованных в общении сотрудников: мастера, учителя, сотрудники режимного и воспитательного отделов.
Особое место занимают конфликты, связанные с наличием страхов у воспитанников по поводу предвзятого отношения со стороны других воспитанников. В связи с этим важной составляющей работы является оказание воспитанникам помощи в развитии навыков эффективного общения, толерантного поведения, саморегуляции поведения и эмоционального состояния в кризисной ситуации. В этом отношении воспитанникам колонии весьма важен позитивный опыт общения со сверстниками, развивающимися в нормативной среде и имеющими позитивный социальный опыт в различных сферах взаимодействия с социумом.