Автор Тема: Возможности реконструкции личностных качеств преступника по аудиозаписи  (Прочитано 1392 раз)

Максимчук О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Возможности реконструкции личностных качеств преступника по аудиозаписи

Максимчук О.А., студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Н.В. Дворянчиков

Личность преступника, его характерологические особенности выступают предметом изучения современных ученых и целого ряда исследователей прошлого века. Среди исследователей, которые разрабатывали вопросы специфики  воздействия условий отбывания на личность осужденного или преступника можно выделить: Х. Точа, И. П. Башкатова, Т. В. Калашникову, Е. Мегараджи, В. Ф.  Пирожкова, Р. Блэкборна, Д. В. Сочивко, А. И. Ушатикова, Ю. М. Антоняна, М. А. Алемаскина и пр.
Изучение особенностей личности преступника, в частности лица, совершившего сексуальное преступление/насилие, является особенно актуальным. Ведь понимание причин является одним из факторов разработки и создания успешной программы по профилактике асоциального поведения.
Основная задача данной работы состоит в сопоставительном анализе манипулятивных стратегий, выявляемых при анализе аудиозаписи с привычными манипулятивными стратегиями, демонстрируемыми преступником при коммуникации. Предполагается, что  манипуляции, используемые сексуальным преступником при коммуникации, отражают привычные для него способы взаимоотношения со своими жертвами.
Анализ аудиозаписи был осуществлен при помощи психолингвистического метода.
Согласно позиции П. Фресса предметом изучения психолингвистики выступают отношениях между человеческими экспрессивными и коммуникативными потребностями и средствами, которые предоставляет  людям язык.
Основным предметом изучения психолингвистики являются три феномена:
1.  Речевая деятельность в качестве специфически человеческого вида деятельности.
2. Язык в качестве основного средства реализации речемыслительной и речевой деятельности, а также функции главных знаков языка в процессах речевой коммуникации.
3. Речь в качестве осуществления речевой деятельности.
То есть психолингвистика характеризуется тремя предметами изучения. Их наличие обусловлено особенностями данной науки, а точнее ее возникновением: психолингвистика характеризуется как комплексная, синтетическая наукой,  которая появилась вследствие своеобразного и уникального объединения двух древнейших наук человеческой цивилизации – лингвистики (науке о языке) и психологии.
Психолингвистику можно охарактеризовать как относительно молодую науку. Исследуя производство речи, психолингвистика описывает, как, языковая система и правила построения речи позволяют человеку выражать свои мысли, а также как образы сознания фиксируются посредством языковых знаков. Описывая процесс восприятия речи, психолингвистика анализирует два аспекта: процесс восприятия речи и результат понимания человеком речи.
Исследование показало, что предполагаемому преступнику С.В. свойственны следующие личностные качества:
1.   Высокий уровень интеллекта
2.   Грамотная речь
3.   Коммуникабельный
4.   Высокий уровень самоконтроля
5.   Аккуратность, педантичность, предусмотрительность и осторожность
6.   Экстернальный локус контроля
7.   Эгоцентризм
Психолингвистический анализ показал нам стратегию воздействия преступника на свою жертву. При коммуникативном процессе с жертвой преступник пользовался в основном шантажом и  манипулятивными методами воздействия, также действует предусмотрительно, заранее рассматривает всевозможные варианты исхода события. В аудиозаписи прослеживается, как преступник добивается повторной встречи с жертвой, шантажируя компрометирующими видеоматериалами и фотоматериалами.
Полученные результаты анализа были соотнесены с заключительным материалом о данном преступнике и с допросом потерпевшей.
В заключительном материале говорится, что преступника отличает умение осуществлять влияние на потерпевших путем манипулятивных воздействий. Он хорошо понимает и чувствует эмоциональное состояние других людей, но при этом не проявляет, ни эмпатии (способности человека представить себя на месте другого человека, понять чувства, желания, идеи и действия другого на непроизвольном уровне, положительно относиться к нему), ни сопереживания.
Нападавший с высокой вероятностью озабочен и собственной «мужской состоятельностью», может испытывать неуверенность в своей привлекательности, способности нравиться женщинам.
Позиционирование во взаимодействии с потерпевшими (доминирование, склонность к нравоучениям, стремление наказывать за «неправильное» поведение) может отражать как привычный способ коммуникации (с подчиненными, учащимися), так и компенсаторный механизм взаимоотношений с лицами женского пола (при его неприятии женщинами, подчиненной роли в супружеской жизни).
 Исходя из вышеизложенного, можно заключить следующее:
1)   Личностные особенности преступника позволяют ему в полной
мере управлять, шатажировать и  манипулировать жертвой.
2)   Метод психолингвистического анализа аудиозаписи позволяет решать некоторые проблемы  криминалистики.
3)   Психолингвистический анализ позволяет выявить и  рассмотреть личностные особенности  преступника.

Полагаясь на результаты психолингвистического анализа, который был сопоставлен с заключительным материалом и материалом из допроса потерпевшей, можно сделать вывод, что при коммуникативном процессе преступника отражается его привычный  способ взаимодействия с жертвой.

























Список используемой литературы:
1.    Антонян Ю. М., Ткаченко А. А. Сексуальные преступления/ Ю. М.     Антонян, А. А. Ткаченко - М.: Амальтея, 1993.
2.   Алексеева Т. В. Характерологические особенности личности осужденных/ Т. В. Алексеева// Бюллетень медицинских интернет-конференций. – № 3. Т. 4, 2014.
3.   Дворянчиков Н.В., Карпова Д.А. Психосемантический анализ восприятия образа женщины у лиц, совершивших агрессивные сексуальные преступления // Психология и право. 2011.
4.   Кадыров Р.В., Янкина Е.В. Психологические особенности осуждённых, совершивших преступления сексуального характера // Социосфера. 2010.



















ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ

Фамилия   Максимчук
Имя   Ольга
Отчество   Андреевна
Дата рождения   03.10.1993
Учебное заведение, факультет, курс
   Московский государственный психолого-педагогический университет. Факультет юридической психологии. 5 курс.
Телефон:   8916-126-86-84
E-mail:   undlichkeit@gmail.com
Название статьи:
   Реконструкции личностных качеств по аудиозаписи
Соавторы   
ФИО научного руководителя   Дворянчиков Н.В.
Должность, ученая степень, звание научного руководителя
   Декан факультета юридической психологии, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры клинической и судебной психологии факультета юридической психологии МГППУ
Название направления работы конференции   Судебная и клиническая психология в юридическом контексте
Дата