Автор Тема: Особенности опознания подростков с расстройствами аутистического спектра  (Прочитано 564 раз)

Сиворонова Е.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Особенности опознания подростков с расстройствами аутистического спектра

Сиворонова Е.А., студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Л.Г. Бородина

В настоящее время дети, страдающие расстройствами аутистического спектра зачастую оказываются свидетелями или жертвами различных криминогенных ситуаций, особенно связанных с насилием в семье. При этом, до сих пор остается открытым вопрос, можно ли привлекать таких детей к процедуре предъявления для опознания, учитывая их особенности.
Поскольку при столкновении с системой уголовной юрисдикции родные и сами индивидуумы с нарушениями развития могут легко быть перегружены самим процессом, необходимо сформировать условия процедур в уголовном процессе для таких людей так, чтобы повысить результативность их участия.
Согласно статьям 193, 289 УПК РФ предъявление для опознания состоит в предъявлении в ходе предварительного расследования либо судебного следствия свидетелю, потерпевшему, подозреваемому или обвиняемому в установленном уголовно-процессуальном порядке какого-либо объекта (или его отображения) для установления тождества или различия с ранее им воспринимаемым объектом в связи с расследуемым событием. (УПК РФ, от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 30.03.2016)
В отечественной и зарубежной психологической литературе описано также множество различных факторов, тем или иным образом влияющих на точность опознания.
Основные из них можно разделить на три группы:
•   объективные – условия, при которых происходило восприятие, особенности воспринимаемых объектов, т.е. условия, которые не зависят от субъекта восприятия, но могут быть тесно с ним связаны;
•   субъективные – факторы, влияющие на формирование мысленного образа, т.е. психологические и физиологические особенности, характеризующие конкретного человека;
•   условия непосредственно самой процедуры опознания. (Фадеева Д.А., Сафуанов Ф.С., 2011)
Важно отметить, что в уголовно-процессуальном законодательстве России минимальный возраст, с которого возможно осуществлять производство следственных действий (в том числе предъявление для опознания) с участием детей не установлен.
Рассматривая тактику уголовно-процессуальных действий с детьми с аномалиями в развитии, важно выделить следующие закономерности:
1. Быстрая утомляемость и неспоспособность долгое время удерживать внимание, в связи с чем необходимы специальные перерывы.
2. Вопросы должны быть простые и доступные для их восприятия, закрытого типа. Наводящие вопросы не допускаются.
3. Беседу необходимо вести в спокойном, дружелюбном тоне, проявляя терпеливость.
4. Необходимо заранее изучить особенности поведения и его внешних форм малолетних с психическими аномалиями.
5. При фиксации хода и результатов следственных действий необходимо записывать вопросы и ответы в их точном соответствии. (Дощицын А.Н, 2012)
На основе характера и степени нарушений взаимодействия с внешней средой и типом аутизма Никольской О.С. были выделены четыре основные группы аутизма:
1.   подразумевает отрешенность от окружающей среды с полным отсутствием потребности в контакте, полевым поведением, мутизмом и отсутствием навыков самообслуживания;
2.   отвержение внешней среды с преобладанием стереотипий;
3.   замещение окружающего с преобладанием сверхценных интересов, фантазий, повышением влечений;
4.   сверхтормозимость окружающей средой с сильной ранимостью, робостью, поисками защиты у близких, стремлением к выработке социально положительных стереотипов поведения. (Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М., 2007)
Нами было проведено исследование по выявлению факторов, способных оказать влияние на процедуру опознания у подростков с РАС (цветность фотографий, их количество и последовательность предъявления). Исследование проводилось на 22 подростках 10-12 лет с различной степенью выраженности аутизма, а также на 22 нормативных подростках 10-12 лет.
В качестве экспериментального материала мы использовали фотографию (цветную и черно-белую) девушки 27 лет, которую необходимо было опознать, и 6 фотографий похожих на нее девушек (цветные и черно-белые).  Фотографии отбирались с помощью программ поиска схожих изображений, после чего редактировались в графическом редакторе Pixlr Editor.
При подготовке эксперимента у испытуемых с помощью методики CARS была исследована степень выраженности РАС.
Все пробы эксперимента делятся на четыре блока по пять проб в каждом. Таким образом, общее количество проб было равно двадцати. Каждый блок содержит три исследуемых фактора. Первый блок был направлен на исследование одновременного предъявления цветных фотографий в количестве от двух до шести. Второй блок - на исследование одновременного предъявления черно-белых фотографий в количестве от двух до шести. Третий блок изучал последовательно предъявление цветных фотографий в количестве от двух до шести. В свою очередь четвертый блок - последовательное предъявление черно-белых фотографий в количестве от двух до шести.
   Каждая проба разбита на три части. В первой части всех проб в класс во время урока заходил помощник в среднем на 2-3 минуты и делал некоторые манипуляции в пространстве (брал какие-то предметы, писал что-то на доске, отвечал, если к нему обращались и т.д.) после чего выходил, а учитель продолжал урок (вторая часть пробы). После прохождения 10 минут мы переходили к третьей заключительной части пробы, в которой испытуемому давалась следующая инструкция: «Выберите, пожалуйста, среди представленных на фотографиях людей человека, который заходил к Вам сегодня в класс. Но помните, что предложенная группа фото не обязательно включает в себя этого человека». И в зависимости от условий блока и конкретной пробы перед испытуемым выкладывались фотографии. С каждым из испытуемых индивидуально проводился весь блок, т.е. пять проб. Инструкция не менялась. Важно отметить, что из пяти проб в каждом блоке одна проба при предъявлении для опознания группы фотографий не содержала фотографии субъекта опознания.
По результатам исследованиями нами были сделаны следующие выводы:
1.   Качество опознания у подростков с РАС  повышается при предъявлении черно-белых  фотографий.
2.   Качество опознания у подростков с РАС не зависит от последовательности предъявлении фотографий.
3.   При увеличении количества фотографий качество опознания у подростков с РАС снижается.
4.   Индивидуальные различия у подростков РАС являются более существенными, чем случайные факторы.
5.   К процедуре опознания целесообразно привлекать лиц, имеющих легкую и умеренную степень расстройства, в целях сведения возможности ложных результатов к минимуму.
6.   Точность опознания у подростков с РАС  ниже, чем у детей группы норма.
В ходе исследования удалось также выявить необходимость разработки отдельной инструкции для подростков с РАС, так как общая инструкция, исходя из наблюдения, трудна для понимания.
Список использованной литературы:

1.   Дощицын А.Н Тактические особенности производства допроса на предварительном следствии малолетних с психическими анамалиями  / А. Н. Дощицын // Вопросы ювенальной юстиции : федер. науч.-практ. журн. - 2012. - N 6. – с. 3-5.
2.   Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи - М., 2007. URL: http://www.autism.ru/read.asp?id=37&vol=0 (дата обращения 04.05.2016)
3.   Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – М., 2016. – 183 с.
4.   Фадеева Д.А., Сафуанов Ф.С. Психологические особенности опознания как процессуального действия информационного характера - Электронный журнал «Психологическая наука и образование» № 1, 2011 – 12 с.


Дятлова О.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 4
Очень интересное исследование! Желаю успехов на защите!

Сиворонова Е.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2