Автор Тема: Агрессия и насилие в среде несовершеннолетних осужденных  (Прочитано 3556 раз)

Вершинин,Дмитриева

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Агрессия и насилие в среде несовершеннолетних осужденных

Дмитриева Д.С., Вершинин Д.С.,
студенты юридического факультета ГОУ ВПО «Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации»
Научный руководитель – кандидат психологических наук Котлярова Л.Н.

Агрессия – одна из форм деструктивного поведения, наносящего вред другому лицу, в силу чего действия агрессора часто вступают в противоречие с нормами уголовного права, а сам он становится объектом уголовно-правового воздействия (Змановская Е.В., 2010).
При условии неэффективности принудительных мер воспитательного характера и условного осуждения суд применяет к несовершеннолетним преступникам, как правило, крайнюю и наиболее чувствительную меру воздействия – реальное лишение свободы с отбыванием назначенного срока в воспитательных колониях.
Как правило, эта мера применяется к лицам, совершившим тяжкое либо особо тяжкое преступление. Это приводит к тому, что в местах лишения свободы, по существу, концентрируется та часть подростков, которые наиболее склонны к насилию и агрессии, требуют особых условий содержания и применения специальных мер воспитательного и психолого-педагогического воздействия (Антонян Ю.М., 2010).
Несмотря на то, что подавляющее большинство несовершеннолетних впервые содержатся в воспитательных колониях, большинство из них ранее либо состояли на учете в органах внутренних дел, либо имели условную судимость или отсрочку исполнения приговора (С.Я. Лебедев, 2007) . Изоляция преступников от общества имеет ряд специфических последствий отрицательного характера. Так в условиях замкнутого пространства происходит концентрация асоциальных однополых личностей, у которых сформировался агрессивный стереотип поведения. Как показывают данные исследований поведения несовершеннолетних осужденных (Ю.М. Антонян, 2010), агрессивные дети вырастают, как правило, в семьях, где они отчуждены от родителей, ими мало или вообще не интересуются, а в качестве воспитательных мер преобладают физические наказания.
Поэтому трудно ожидать, что в местах лишения свободы лица со сформировавшимся за 16-17 лет жизни агрессивным типом поведения будут вести себя иначе. Проявления агрессивного поведения подростков довольно стойкие, и они не исчезают в местах лишения свободы, несмотря на более жесткий надзор за их поведением, неотвратимость наказания за проявление насилия в отношении других осужденных.
Социально-демографическая характеристика несовершеннолетних осужденных подтверждает, что антиобщественный образ жизни подростков формируется под влиянием окружающей среды при отсутствии надзора, заботы и любви со стороны родителей. Так каждый десятый, отбывающий наказание в воспитательной колонии – сирота, и почти каждый четвертый подросток, так или иначе, утерял связи с родителями, фактически является социальным сиротой. Однако из числа подростков, имеющих родителей, многие лишены нормальных условий воспитания (Дозорцева Е.Г., 2000).
Наиболее показательны в этом отношении данные об осужденных девочках. Так, 48% из них систематически подвергались избиению со стороны родителей, свыше 70% проживали в семьях, где родители систематически употребляли алкоголь или наркотики, 54% подвергались сексуальному насилию и 5% были изнасилованы в детстве (С.Я. Лебедев, 2007).
Вместе с тем условия воспитания в семье, это не единственный фактор, который способствует противоправному поведению. Значительный опыт агрессивного поведения подростки приобретают и в общении со сверстниками. В компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов. Одним из путей обучения агрессивному поведению является наблюдение за чужой агрессией. В этом плане весьма негативную роль играет демонстрация актов вербальной и физической агрессии в средствах массовой информации.
К числу специфических факторов формирования агрессивного поведения подростков следует отнести асоциальную субкультуру осужденных. В группировках асоциальной направленности в местах лишения свободы формируется специфический жесткий социальный уклад, в котором те, кто противостоит действию неформальных норм, часто подвергаются физическому насилию.
Впервые в наиболее жесткой форме несовершеннолетние правонарушители сталкиваются с субкультурой в следственных изоляторах. Основным способом определения внутригруппового статуса в системе асоциальной субкультуры является «прописка». Существуют разные способы «прописки», но их суть неизменна – выяснение личностных особенностей новичка для определения его места в группе. «Прописки», как правило, жестоки, изобретательны и циничны (Пирожков В.Ф., 2007). Однако ребята, которых дома часто били, относятся к ней безразлично, т. к. привыкли к насилию на свободе, а в местах лишения свободы относятся к этому как к привычному и должному. Несмотря на то, что подростки в силу психических и социальных особенностей ориентированы на взрослых, администрация видится надежной защитой далеко не всем. Если возникает реальная угроза серьезного конфликта, чреватого избиением, то 57% подростков рассчитывают только на себя, 15% надеются на друзей, а на администрацию полагаются лишь 10% (Аджипа В.А., 2004). Можно предположить, что прежний опыт, приучивший подростка бороться за собственную безопасность при отсутствии поддержки и защиты со стороны родителей (взрослых), переносится и на поведение в местах лишения свободы.
При определении истоков агрессивности несовершеннолетних осужденных нельзя исключать и состояние здоровья, наличие у большинства из них патологических черт характера, психических отклонений. Кроме того, все больше в воспитательные колонии поступает подростков, состояние здоровья которых напрямую связано с образом жизни и условиями воспитания.
Связанные с этими заболеваниями изменения в личности способствуют развитию конфликтности подростка. А такие особенности, как повышенная возбудимость, тревожность, аффективная взрывчатость, свойственные подростковому возрасту, еще больше способствуют агрессивным формам поведения (В.Ю. Завьялов, 1988).
По результатам исследования Е.Г. Дозорцевой подростки с проблемами интеллектуального развития неожиданно могут выбрать тактику противоборства с ярко выраженной агрессией. Начинаются деструктивные действия, которые усугубляются возрастной эмоциональной неуравновешенностью, умственным недоразвитием и проблемами социализации.
Подростки-алкоголики, в основном, в конфликте уступчивы и склонны к компромиссу (Д.И. Шустов, 2005). Однако бывают и исключения из правил.
Для подростков, отбывающих наказание в местах лишения свободы, общим утяжеляющим ситуацию фактором является перенесенный психологический стресс, вызванный арестом, судебным процессом, приговором, наказанием в виде лишения свободы, а также потеря привычного окружения, нарушение личного пространства, необходимость постоянно находиться у всех (администрации, других осужденных) на глазах, нахождение в среде, где существуют традиции, ориентированные на систему отношений с позиции силы.
Осужденные с психическими девиациями эпилептоидного (возбудимого) круга нередко совершают преступления насильственного характера. Более чем в половине случаев эпилептоидные типы являлись лидерами групповых преступлений, хотя вполне могли совершить преступление без соучастников. Наибольшая криминогенная активность наблюдается у стеничных психопатов. Преобладание рассудочности над эмоциональной сферой, волевая направленность и отгороженность от окружающих при внешней активности делают их преступления особо изощренными, циничными и расчетливыми. Они стремятся к лидерству и с теми, кто пытается сопротивляться, скрытно и жестоко расправляются.
Повышенную криминогенную опасность представляют также лица с паранойяльными психопатическими чертами. Хотя их доля в общей массе осужденных невелика (4-5%), они совершают наиболее тяжкие преступления против личности. Главной их чертой является склонность к образованию сверхценных идей. Они угрюмы, злопамятны, грубы, бестактны и упрямы, видят в каждом недоброжелателя. Частые конфликты, столкновения, только придают им силы для дальнейшей борьбы. При таких патохарактерологических особенностях они способны совершать тяжкие преступления против личности. Круг совершаемых ими преступлений сводится к убийствам, причинению тяжкого вреда здоровью и разбою.
Среди причин насильственных действий, конфликтов и проявления агрессии можно выделить: стремление к поддержанию авторитета и его защиту, борьбу за сферу влияния, защиту от притеснений, желание отомстить за обиду и оскорбление, враждебную позицию к окружающим.
Значительная часть насильственных действий связана с борьбой за сферы влияния, физическое и психологическое пространство. Насильственные действия зависят от особенностей адаптации несовершеннолетних осужденных.
Таким образом, тенденция к агрессивным формам поведения конкретных личностей прогнозируема и, следовательно, предполагает возможность предупреждения по отношению к другим осужденным. Поэтому, воспитательная работа в местах лишения свободы должна планироваться и проводиться в соответствии с личностными и поведенческими характеристиками несовершеннолетних осужденных.
Неверно выбранные психолого-педагогические методы управления поведением подростка подготавливают почву для усвоения им силовой тактики отстаивания своих интересов, насилия.
По сути, наказание заставляет скрывать внешние проявления агрессивного поведения, но не устраняет его причины. Тем не менее наказание во многих случаях оказывается действенным средством модификации поведения, но оно дает долговременный эффект только в том случае, если применяется своевременно и адекватно проступку. В этом случае наказание способствует существенным изменениям в поведении.
Изучение поведения несовершеннолетних преступников показывает, что, если наказание мягче ожидаемого подростком, оно неэффективно. Об этом свидетельствует тот факт, что часто подростки не воспринимают условное осуждение как наказание; лишение свободы – единственное наказание, но в то же время оно воспринимается неоднозначно. Подростки, как правило, признают его необходимость, но практически ни один не согласен с мерой – сроком наказания, считая его слишком большим и не соответствующим проступку.
Таким образом, агрессивное поведение несовершеннолетних не является «стихийным бедствием», оно управляемо. Для этого важно знать его причины и найти адекватные меры воспитания личности, обучающие общению и решению проблем (Р. Уолтерс, 2000).
Одна из причин агрессивного поведения, конфликтных ситуаций и противоправного поведения подростков заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения, соблюдения социальных умений и норм поведения (Реан А.А., 2006).
Профилактика насилия и агрессии в среде несовершеннолетних должна быть основана на знании особенностей подросткового возраста, причин агрессивного поведения. Развитие у агрессивных личностей навыков общения и умений разрешения конфликтных ситуаций могут оказаться весьма полезными и действенными для снижения уровня агрессии и насилия. Способы достижения этого могут основываться на применении специальных психологических тренингов, которые начали внедряться в практику воспитательных центров.

Список литературы:
1.   Антонян Ю.М., Эминов В.Е. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование. М.: Издательство Норма, 2010.
2.   Аджипа В.А. Механизмы личностной адаптации осужденных подростков // Психическая саморегуляция. 1994. № 3.
3.   Дозорцева Е.Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным поведением: Дис….д-ра психол.наук. Москва, 2000.
4.   Завьялов В.Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости. Новосибирск, 1988.
5.   Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб.: Питер, 2010.
6.   Лебедев С.Я., Кочубей М.А. Криминология. М., 2007.
7.   Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.: «Ось-89», 2007.
8.   Ричард Уолтерс. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
9.   Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти/под ред. А.А. Реана. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.
10.   Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм. М.: «Когито-Центр», 2005.