Автор Тема: Особенности теста «DIT 2» для изучения ценностно-смысловой сферы...  (Прочитано 2416 раз)

Алмаева Е.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Особенности теста «DIT 2» для изучения ценностно-смысловой сферы и морального сознания подростков

Алмаева Е.А., студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – В.В. Делибалт
   
В настоящий момент пристального изучения требуют особенности ценностно-смысловой сферы и морального сознания подростков, определяющие уникальность и своеобразие их личностей. Возможно, понимание специфики развития данных сфер в подростковом возрасте позволит составлять вероятностные прогнозы развития человека, его поведение на последующих этапах становления, более целенаправленно и результативно проводить психологическую работу и, при необходимости, корректировать имеющиеся девиантные проявления.
Большинство авторов определяют моральное сознание как форму общественного сознания, представляющего собой систему взглядов, суждений и мнений о поведении, соответствующем социальным требованиям. В свою очередь, ценностно-смысловые ориентации — это система личностных установок по отношению к существующим материальным и духовным ценностям. По мнению А. Г. Здравомыслова и В. А. Ядова, ценностные ориентации регулируют поведение как «осознанное действие» человека в определенных социальных ситуациях (Серый А. В., Яницкий М. С., 1999). Ценностные ориентации и уровень морального сознания обусловливают направленность поведения личности, выбор действий в соответствии с идеями и идеалами, которым следует человек. Поэтому задача психолога, воспитателя, учителя состоит в направлении развития личности на приобретение и выработку социально адаптированных жизненных принципов.
Целью работы является анализ особенностей ценностно-смысловой сферы и морального сознания личности подростка.
Одной из задач нашего исследования были перевод и апробирование американской методики DIT2 (Defining issues test), разработанной Дж. Рестом и являющейся альтернативой методики «Опросник моральных суждений» (MJT). В основе теста DIT2 лежит когнитивная теория развития морального сознания Л. Колберга. Данный тест схож с методикой оценки уровня развития морального сознания (Дилеммы Л. Колберга) в том, что испытуемому требуется рассмотреть ряд дилемм, после чего ответить на вопросы, связанные с их проблематикой.
Уникальность методики DIT2 состоит в том, что испытуемому дается задание проранжировать по степени значимости, относящиеся к каждой из дилемм 12 вопросов. По мнению автора, данная форма не определяет действия человека в представленных ситуациях, тем самым минимизирует проявление социальной желательности. На основании анализа ранжирования можно сделать вывод о существующей у личности иерархии предпочитаемых схем поведения в ситуациях морального выбора, которые можно разделить на три группы: 1) ориентация на собственные интересы 2) соблюдение моральных правил и норм 3) приоритет внутренних моральных принципов (Подольский Д. А., 2005). На основе результатов методики можно судить о вариантах поведения человека, находящихся в его зоне ближайшего развития. Респондент отмечает наиболее важные для него в предложенной ситуации вопросы и наименее его интересующие (Narvaez D., Bock T., 2002).
В нашем исследовании тест DIT2 был основой для проведения формирующего эксперимента, в котором принимали участие подростки с девиантным поведением. Целью данной программы было повышение уровня морального сознания, развитие системы ценностей, связанной с негедонистическими устремлениями и с ориентацией на окружающих. Задачи включали в себя понимание разносторонности и многогранности ситуации, развитие чувства сопереживания, умения ставить себя на место другого человека, умения брать ответственность на себя, повышение сплочённости группы, осознание себя как части коллектива, развитие чувства справедливости, ответственности.
Программа занятий включала в себя тренинговые упражнения, подготавливающие подростков к анализу дилеммы, и одну из проблемных ситуаций. Данная программа была рассчитана на пять встреч по количеству дилемм теста DIT2 длительностью от часа до часа и 15 минут. В конце каждого занятия подросткам с девиантным поведением рассказывалась ситуация, и затем обсуждались вопросы со всей группой, при этом ставился акцент на положительные стороны ответа, соответствующего законам и моральным принципам общества.
В результате проведения формирующего эксперимента подростки с девиантным поведением стали больше ориентироваться на общение, взаимоотношения с другими людьми, понимать важность проявления милосердия к окружающим.

Список использованной литературы:

1.   Подольский, Д. А. Современные методы исследования морального развития // Психология и школа. — 2005. — № 1. — С. 100-127.
2.   Серый, А. В., Яницкий, М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: Учебное пособие / А. В. Серый., М. С. Яницкий. — Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. — 92 с.
3.   Narvaez, D., Bock, T. Moral schemas and tacit judgment or how to defining issues test issupported by cognitive science // J. of Moral Education. 2002. Vol. 32. # 3. P. 297-314.