Автор Тема: Особенности эмоционального интеллекта подростков с девиантным опытом  (Прочитано 1790 раз)

Волков Н.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2

Особенности эмоционального интеллекта подростков с девиантным опытом


Волков Н.А., студент Московского государственного
 психолого-педагогического университета, Москва.
 Научный руководитель – Н.В. Богданович

Изучение психологами эмоционального интеллекта началось не так давно, однако в последние годы приобретает всё большую популярность. Авторы Д. Майер и П. Сэловей определяют эмоциональный интеллект как группу ментальных способностей, помогающих понять и осознать эмоции, как свои, так и окружающих. Но его исследования в основном проводились на взрослых людях, что и обусловило актуальность нашей работы.
Цель исследования: выявление особенностей эмоционального интеллекта подростков с девиантным опытом.
В исследовании принимали участие 23 учащихся подросткового возраста с девиантным опытом и 23 учащихся подросткового возраста, не имеющих девиантного опыта.
Методика Н. Холла «Эмоциональный интеллект» дала такие результаты:
 
У подростков с девиантным опытом интегрированный уровень эмоционального интеллекта низок (средний бал составил 24.8), что отражается на всех пяти шкалах, особенно в шкале «Управление своими эмоциями» (средний бал 0.3). Шкала «Эмпатия» (6.7) ближе всего к среднему уровню.
Таким образом можно сказать, что подростки с девиантным опытом плохо осознают и понимают свои эмоции, эмоционально не отходчивы и им очень сложно произвольно управлять своими эмоциями и, как следствие, своим поведением. У них слабые показатели по шкале «эмпатия», то есть они не всегда понимают и разделяют эмоции других людей, не могут сопереживать текущему состоянию другого человека, не умеют воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
Социально адаптированные подростки характеризуются средним интегрированным уровнем эмоционального интеллекта (средний бал составил 48.65): по шкалам «Эмоциональная осведомленность» средний бал составил 10.85; «Управление своими эмоциями» — 7.75; «Самомотивация» — 9.95; «Эмпатия» — 10.25; «Управление эмоциями других людей» — 9.85.
Можно сделать вывод, что эмоциональный интеллект подростков с девиантным опытом ниже, чем у подростков с нормированным поведением.
С помощью контент-анализа биографических данных были выделены и объединены в определённые критерии высказывания-индикаторы. Так, критерию «Страх» соответствуют индикаторы «испугался; было стрёмно». Также при анализе данных учитывались сами события, описываемые подростками. В итоге были выделены такие критерии:
 
1. У подростков с девиантным опытом вызывает радость грандиозная покупка или грандиозная встреча с друзьями. У социально адаптированных подростков, напротив, особую радость вызывают успехи и достижения в учёбе. Социально адаптированные подростки не выделяют встречу с друзьями и покупки. (Радость) (16/17 с девиантным опытом, 17/17 социально адаптированных).
2. У подростков с девиантным опытом вызывали страх события связанные с риском для жизни (7/17). У социально адаптированных подростков страх вызывали возможные проблемы в учебе и сдачи экзаменов (13/17).
3.  У подростков с девиантным опытом чувство обиды вызывали события связанные с поломкой любимой техники (3/17). У социально адаптированных подростков обиду вызывали события связанные с предательствами друзей или разногласия с родителями (12/17).
4. Переживание чувства «счастья» как и у подростков с девиантным опытом, так и у социально адаптированных подростков вызывало одно и тоже событие — «отношение с девушкой». (5/17 с девиантным опытом и 9/17 социально адаптированных).
5. Одинаково сильно придавалось значение событию «смерть» — переживались смерти как близких, так и посторонних людей. Переживания были очень сильными, почти каждый писал о депрессии и стрессе (4/17 с девиантным опытом, 5/17 социально адаптированных)
6. Расставание с девушкой тяжело переносили обе группы (4/17 и 4/17)
7. Огромное значение придавалось травмам у девиантных подростков (3/17 с девиантным опытом; у социально адаптированных не обнаружено)
8. Только два подростка с девиантным опытом придали значение приводу в полицию, переживания были описаны как «интересно, любопытно и весело», у подростков с нормированным поведением такого опыта не было.
9. У подростков с девиантным опытом, грусть вызвали такие события как предстоящие экзамены или увольнение с подработки (6/17). У социально адаптированных подростков грусть вызывали события, связанные с ссорами или неудачами в учёбе (13/17).
10. Подростки с нормированным поведением испытывали чувство гордости, как за свои  достижения своих близких, так и за свои (12/17). Среди подростков с девиантным опытом был только один, гордившийся собой (1/17)
11. Чувство стыда описали только подростки с девиантным опытом: они стыдились какого-то события, случившегося перед их друзьями, они стыдились того, что показали страх или испуг (2/17).
Анализируя данные, стоит отметить, что события и переживания описываемые подростками имели выраженную разницу как в событиях, так и в описании переживаний.
Можно предположить, что небольшое количество испытанных эмоций связано с низким эмоциональным интеллектом, выявленным по методике Холла. Возможно, подросток просто не может испытать всю полноту переживаний в различных ситуациях и поэтому не придаёт этому значения. Либо, наоборот, подросток с девиантным опытом так тяжело переносит значимые события, что просто не может повторно пережить их.