Автор Тема: Об опыте построения рекомендаций по профилактике эмоциональной дезадаптации...  (Прочитано 609 раз)

Летфуллина Х.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Об опыте построения рекомендаций по профилактике эмоциональной дезадаптации старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ
.
Летфуллина Х. Р ., студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – З.В. Луковцева

Психологические и педагогические исследования проблемы школьной дезадаптации проводятся всё чаще. Сопоставляя различие компонентов данного явления по степени изученности, можно отметить, что наибольшее количество нерешённых вопросов касается эмоциональной дезадаптации. Немногочисленные работы на эту тему выполнены в основном с участием младших школьников. Эмоциональная дезадаптация старшеклассников чаще изучается в аспекте предэкзаменационного и экзаменационного стресса, причем преимущественное внимание уделяется её психофизиологическим механизмам. Что касается исследований существующих технологий психологической подготовки выпускников к ЕГЭ, то опубликованные на сегодняшний день данные нуждаются в дополнении и пересмотре с учетом современной реальности (Вострокнутов Н. В., 1995; Симатова О. Б., Космакова И. Э., 2014; Стрижиус Е. И., 2013; Лаптева Е. А., Любовцев В. Б., Мамалыга Л. М., 2013; Чибисова М. Ю., 2009).
Для старшего подросткового и юношеского возраста характерны частые стрессы, вызываемые интенсификацией учебного процесса и итоговой аттестацией. В связи с введением ЕГЭ и постоянными трансформациями этой процедуры актуально изучение психологических особенностей, влияющих на успешность сдачи экзаменов и сохранение психоэмоционального благополучия (Микляева А. В., Румянцева П. В., 2007; Стрижиус Е. И., 2013; Алимова М. А., 2014; Шаров А. А., 2014; Югова Н. Л., Симакова Н. Б., 2014).
Специфическими особенностями эмоциональной дезадаптации, связанной с подготовкой к итоговой аттестации, по мнению современных авторов, являются повышение уровня тревожности, конфликтности, агрессивности, возникновение депрессивных и некоторых других расстройств аффективного спектра, поведенческих и невротических расстройств и пр. Многие специалисты настаивают также на значимости оценки суицидального риска и риска возникновения иных форм отклоняющегося поведения в рассматриваемый период (Микляева А. В., Румянцева П. В., 2007; Стрижиус Е. И., 2013; МКБ-10; Алимова М. А., 2014; Шаров А. А., 2014; Югова Н Л., Симакова Н. Б., 2014).
Опыт эмпирического изучения таких составляющих эмоциональной сферы 11-классников, как аффекты, чувства и собственно эмоции, позволили нам обнаружить незначительные дезадаптивные изменения последней составляющей. Они выражались в нарастании интенсивности генерализованных тревожных переживаний, внутренней напряжённости и беспокойства в последние недели перед ЕГЭ. Аффекты же и чувства не только не претерпевали негативных изменений при приближении итоговой аттестации, но даже обнаруживали позитивную динамику; так, по мере приближения ЕГЭ обследованные старшеклассники приобретали большую уравновешенность в ситуативном эмоциональном реагировании, формировали более ясное видение собственных жизненных перспектив и более позитивное самовосприятие. Исследование динамики суицидального риска, осуществленное нами в лонгитюде, также не выявило неблагоприятных тенденций.
Отметим, что менее благополучную картину дало изучение динамики аналогичных показателей у 10-классников при подготовке к тренировочным испытаниям в формате ЕГЭ. В этот период актуализировалась индивидуальная предрасположенность многих обследованных к тревожным переживаниям в самом широком спектре ситуаций; возрастал уровень негативизма и готовности к протестно-демонстративным реакциям на фоне обострения ощущения собственной несостоятельности; кроме того, именно на этом временном отрезке было обнаружено ослабление антисуицидальных тенденций. Соответствующие психологические механизмы и закономерности, на наш взгляд, нуждаются в более подробном изучении.
По нашим данным, ресурсным периодом, в течение которого происходила оптимизация психоэмоциональных показателей (в том числе — антисуицидальных), оказались летние каникулы между 10-м и 11-м классами. Несмотря на то, что на этом временном отрезке продолжался рост выраженности тревожных переживаний, были отмечены и важные компенсирующие тенденции. Например, сгладились депрессивные проявления у тех школьников, у которых они присутствовали ранее; возрос уровень оптимизма, жизнестойкости, веры в свои жизненные перспективы, интереса к уникальному потенциалу своей личности. Одновременно стала более заметной готовность к нахождению компромиссов, учёту позиции, ценностей и интересов окружающих, что говорит о повышении уровня социальной адаптации. В свете этого нарастание интенсивности тревожных переживаний можно рассматривать не как дезадаптивный феномен, а как проявление внутренней мобилизации в связи с ярким ощущением ответственности, серьезности  текущего жизненного периода.
Рекомендации по психологическому сопровождению в период подготовки к итоговой аттестации должны строиться с учетом динамики показателей психоэмоциональной сферы старшеклассников. Описанные выше эмпирические данные позволяют нам обозначить первое полугодие 11-го класса как благоприятное время для глубинной психологической работы (психотерапии или длительной коррекции).
Мишенью психологического воздействия в это время могут быть внутриличностные проблемы, неадаптивные копинг-стратегии и психологические защиты и пр. Можно рекомендовать как индивидуальную, так и групповую работу с глубоким эмоциональным «погружением», обсуждением серьёзных тем, затрагивающих и самосознание подростков, и их мировосприятие, и межличностные отношения. Полезными будут занятия по тренировке интеллектуально-мнестических возможностей, развитию мнемотехнических способностей. Главной задачей работы психолога в первом полугодии 11-го класса можно считать, таким образом, глубинную «подготовку почвы», оптимизацию того психоэмоционального фона, с которым старшеклассник подойдет к итоговому рубежу.
Что же касается второго полугодия 11-го класса, и, особенно, весеннего периода, то здесь уместна точечная коррекционная работа, помогающая совладать с индивидуальными, конкретными переживаниями (в частности, как показали результаты исследования тревожных переживаний в весенний период, актуальной может быть направленная работа с теми подростками, которые индивидуально предрасположены к повышенной тревожности).
Хотелось бы подчеркнуть, что реализация заявленных рекомендаций невозможна без психолого-педагогического сотрудничества, а также теснейшего взаимодействия психолога с семьями старшеклассников.

Список использованной литературы:

1.   Алимова, М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. — 100 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/1571246/ (дата обращения: 13.03.2015).
2.   Вострокнутов, Н. В.  Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М. 1995.
3.   Лаптева, Е. А., Любовцев, В. Б., Мамалыга, Л. М. Итоговая аттестация в формате ГИА и ЕГЭ: психофизиологические особенности состояния детей 9 и 11 классов при функциональной нагрузке, обусловленной сдачей экзаменов // Фундаментальные исследования. 2013. №7-3. Научная библиотека КиберЛенинка. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/itogovaya-attestatsiya-v-formate-gia-i-ege-psihofiziologicheskie-osobennosti-sostoyaniya-detey-9-i-11-klassov-pri-funktsionalnoy-nagruzke (дата обращения: 11.03.2015).
4.   Микляева, А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Изд-во: Речь, 2007. 248 с.
5.   Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). [Электронный ресурс]. URL: http://mkb-10.com/ (дата обращения: 12.03.2015).
6.   Симатова, О. Б., Космакова, И. Э. Взаимосвязь продуктивности копинг-стратегий и результатов ЕГЭ у старшеклассников // Теория и практика общественного развития. 2014. № 3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-produktivnosti-koping-strategiy-i-rezultatov-ege-u-starsheklassnikov  (дата обращения: 04.03.2015).
7.   Стрижиус, Е. И. Влияние тревожности   на результаты  выпускных экзаменов  (ГИА/ЕГЭ) у старшеклассников с различным уровнем успеваемости.  // NB: Педагогика и просвещение. — 2013. — № 1. — С. 106-125. [Электронный ресурс]. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_8799.html (дата обращения: 14.02.2015).
8.   Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами и родителями. — М.: Генезис, 2009. — 184 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/384119/  (дата обращения: 16.01.2015).
9.   Шаров, А. А. Современные подходы к психодиагностике суицидального риска. / Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки» (Россия, г. Новосибирск, 03 апреля 2014 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/studconf/hum/xix/37554 (дата обращения: 26.02.2015).
10.   Югова, Н. Л., Симакова, Н. Б. Профилактика суицидального поведения подростков: рекомендации, диагностические методики, тренинги, игры и упражнения. — Глазов, 2014 г. — 196 с. [Электронный ресурс]. URL: http://psy-edu.ru/wp-content/uploads/2014/12/Пособие.pdf (дата обращения: 26.02.2015).