Автор Тема: Проявление агрессии при разных уровнях когнитивного развития подростка  (Прочитано 511 раз)

Сорокина Ю.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 3
Проявление агрессии при разных уровнях когнитивного развития  подростка

Сорокина Ю. С., студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – Н.В. Богданович

Проблема агрессивного поведения подростков — одна из центральных социально-психологических проблем, и затрагивает практически все сферы жизни общества. Агрессия как психическая реальность имеет конкретные характеристики: направленность, формы проявления, интенсивность (Берковец Л., 2011). Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Агрессия бывает направлена на внешние объекты (людей или предметы) или на себя (тело, личность). Особую опасность представляет агрессия, направленная на других людей.
Агрессивность — набор преимущественно межличностных действий, вербальных или физических по форме, деструктивных и вредоносных по отношению к другим людям или предметам (Берковец Л., 2011). Надо признать, что время от времени почти все подростки проявляют агрессивное поведение, но беспокойство подростковая агрессивность вызывает, как правило, в тех случаях, когда она становится хронической и (или) ярко выраженной. Причины агрессивности кроются как в особенностях самой личности, так и в воздействии на неё окружающей действительности.
На основе исследования, посвящённого определению особенностей агрессивного поведения у подростков разных уровней когнитивного развития, можно сделать следующие выводы. Агрессивное развитие подростка опосредованно биологическими, социальными  и психологическими факторами. Для нормально развивающегося подростка в качестве предпосылок агрессивного поведения преобладающие значение имеют биологические факторы (Смирнова Е. О., Хузева Г. Р., 2008). Период полового созревания знаменуется переходом от детства к взрослой жизни в связи с неготовностью подростка к самостоятельной жизни сопровождающимся психо-эмоциональными сдвигами, часто выражающимися в агрессии у подростков. Нормально развивающиеся подростки недоверчиво и с подозрительностью относятся к людям, недовольство чаще всего выражают в вербальной форме, в общении со сверстниками склонны к конформизму. Психологические факторы проявления агрессивного поведения наибольшее влияние имеют для умственно отсталых подростков. Значимыми психологическими факторами являются: интеллектуальная недоразвитость, неадекватно завышенная самооценка, тенденция к эмоциональной нестабильности (Шпек О., 2013). Для таких подростков характерны такие комплексы, как эмоциональные напряжения, тревога в отношениях со сверстниками и с взрослыми, конфликтность со сверстниками, неусидчивость. Подросткам с ОВЗ (умственная отсталость) присущи высокий уровень агрессии, раздражения, самооценки, нейротизма, директивности и демонстративности, разрешение конфликтных ситуаций у них зачастую происходит при помощи физической силы.
Одним из главных факторов, определяющим проявление агрессивности, являются условия проживания подростка. Дети, проживающие в учреждениях интернатного типа, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников (Стребелева Е. А., 2008).  Их контакты с окружающими людьми поверхностны, нервозны. Подростки подозревают друг друга, ждут какой-то подвох и в любой неприятной ситуации выражают агрессию физически.  Для подростков с ОВЗ (умственная отсталость), проживающих в условиях семьи, становится характерным выражать агрессию вербально. Вероятно, это связано с тем, что адаптация такого ребенка в семье прошла успешно, он стал более спокойный, появилась мотивация к улучшению своего поведения, он научается прислушиваться к мнению значимой группы, появляется ощущение стабильности в жизни, зарождается  доверие. Стоит отметить возможность коррекции агрессивного поведения у подростков с умственной отсталостью при условии их проживания в семье и при социально-психологической помощи специалистов интернатных учреждений или социальных служб.
Список использованной литературы:

1. Берковиц, Л. Агрессия: Причины, последствия и контроль. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2011. — 512 с. (Серия «Секреты психологии»).
2. Дубинко, Н. А. Влияние когнитивных процессов на проявление  агрессивности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 2012. — № 1.
3. Смирнова, Е. О., Хузева, Г. Р. Психологические особенности и варианты агрессивности / Вопросы психологии. 2008. № 4. — 17-26 с.
4.  Стребелева, Е.А. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Е.А. Стребелева. — Москва: Полиграф сервис. — 2008. — 336 с.
5.  Шпек, О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание / О. Шпек; пер. с нем. А. П. Голубева; науч. ред. рус. текста Н. М. Назарова. — М.: Академия, 2013. – 432 с.