Автор Тема: Головные боли и девиантное поведение подростков  (Прочитано 1528 раз)

Филатова А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Головные боли и девиантное поведение подростков

Филатова А.Н., студентка Московского государственного
психолого-педагогического университета, Москва
Научный руководитель – А.Ф. Ремеева

Проблема психосоматических расстройств и повышенной тревожности у подростков в настоящее время является достаточно распространённой и нуждается в детальном разборе для того, чтобы ответить на интересующий многих вопрос: «Почему так часто именно подростки подвержены нервным и психическим расстройствам и как можно предупредить или хотя бы сгладить и уменьшить последствия переживаний у подростков?»
Исследование проводилось на базе ГБОУ Школа № 1400. В выборку вошли дети подросткового возраста (12-16 лет) в количестве 62 человек. Целью исследования являлся сравнительный анализ подростков с головными болями и без них и их девиантным поведением по ряду критериев: оценка частоты и степень подверженности стрессу, определение уровня агрессивности, враждебности и тревожности, самооценки и измерения и оценки алекситимии в группах.  В ходе исследования были использованы методики: Опросник МИДАС; Опросник «Инвентаризация симптомов стресса»; Опросник диагностики агрессии А. Басса и М. Перри; Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера (адаптация Ханина); Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан; Методика склонности к отклоняющему поведению А. Н. Орел; Торонтская Алекситимическая Шкала (TAS).
Первым этапом нашего исследования являлось тестирование подростков при помощи опросника МИДАС, позволившее выявить наличие и степень тяжести головной боли среди школьников. Обработка результатов тестирования дала основания сделать выводы, что 43.5 % подростков не испытывают головных болей или боли мало интенсивны, у 24 % умеренная или выраженная боль и 32 % страдают от сильных головных болей.
На втором этапе мы сравнивали показатели подростков, испытывающих сильные головные боли (группа «А») и показатели подростков, у которых головные боли отстутствуют или имеют малую интенсивность, умеренную или выраженную (группа «В»).
По результатам статистического анализа по U-критерию Манна-Уитни, были выявлены различия между группами в Методике склонности к отклоняющему поведению А. Н. Орел по шкалам «Склонность к преодолению норм и правил» (показатель p = 0.014) и «Склонность к деликвентному поведению» (показатель p = 0.033), в Опроснике «Инвентаризация симптомов стресса» (показатель p = 0.016), в Опроснике диагностики агрессии А. Басса и М. Перри по шкале «Гнев» (показатель p = 0.008) и в Шкале реактивной и личностной тревожности Спилбергера (адаптация Ханина) по шкале «Личностная тревожность» (показатель p = 0.023).
Третьим этапом нашего исследования являлось сравнение средних показателей результатов проведённых методик.
Анализ результатов дает возможность утверждать, что в группе В в Опроснике «Инвентаризация симптомов стресса» показатель стресса ниже на 4 балла, (группа А: 44; группа В: 40), что является существенным различием, следовательно, данные подростки менее подвержены негативным последствиям стресса, они более стрессоустойчивы, следовательно, более спокойны и адаптивны в стрессовой ситуации, чем представители группы А.
В Опроснике диагностики агрессии А. Басса и М. Перри по шкале «Гнев» группа А показала баллы выше, чем группа В (группа А:21; группа В: 16); это говорит о том, что подростки из группы А более склонны к раздражительности, более гневливы, чаще испытывают негативные эмоции, чем подростки из группы В.
В Шкале реактивной и личностной тревожности Спилбергера (адаптация Ханина) по шкале «Личностная тревожность» группа А набрала высокий балл, чем отличается от группы В (группа А:47; группа В: 41), это говорит о том, что данные подростки имеют склонность воспринимать достаточно большой диапазон ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определённой реакцией.
В Методике склонности к отклоняющему поведению А. Н. Орел по шкалам «Склонность к преодолению норм и правил» и «Склонность к деликвентному поведению» группа А набрала больше баллов, что даёт основания предполагать существование большей предрасположенности испытуемых из группы А к преодолению каких-либо норм и правил, склонность к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения, а так же возможную предрасположенность подростков к реализации деликвентного поведения. А по «Шкале принятия женской социальной роли» девочки из группы А набрали меньше баллов, чем представительницы группы В (группа А:48; группа В: 52). Исходя из этого, можно предположить, что девочки из группы А имеют тенденции неприятия женской социальной роли.
Следующим этапом нашего исследования стал статистический анализ показателей коэффициентов корреляции Спирмена, определяющий, есть ли связь между данными параметрами или нет.
В группе А выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между показателями стресса и шкалами «Враждебность», «Личностная тревожность», «Волевой контроль эмоциональных реакций»; между шкалами «Физическая агрессия» и «Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», «Волевой контроль эмоциональных реакций»; между шкалами «Ситуативная тревожность» и «Самооценка», «Алекситимия»; между шкалами «Личностная тревожность» и «Самооценка», «Волевой контроль эмоциональных реакций» и «Алекситимия» (0.01**).
В группе В выявлены положительные корреляционные взаимосвязи между показателями стресса и шкалами «Гнев», «Ситуативная тревожность», «Личностная тревожность», «Волевой контроль эмоциональных реакций»; между шкалами «Гнев» и «Склонность к агрессии и насилию»; между шкалами «Враждебность» и «Ситуативная тревожность», «Личностная тревожность», «Самооценка» (отрицательная корреляция); между «Ситуативной тревожностью» и «Самооценкой» (отрицательная корреляция), «Волевым контролем эмоциональных реакций» и «Алекситимией»; между «Личностной тревожностью» и «Самооценкой» (отрицательная корреляция) и «Алекситимией» на уровне значимости 0.01*. Взаимосвязи указывают на то, что с повышением степени подверженности стрессу, тревожность, агрессивность и другие показатели возрастают; у подростков повышается степень враждебного отношения к окружающим и уровень склонности к возникновению каких-либо отклонений в состоянии угрозы, стресса и других неблагополучных для их психического и физического здоровья ситуациях.
Анализируя данные, полученные в ходе исследования, можно сделать выводы о том, что:
• 32 % подростков в возрасте 12-16 лет испытывают головные боли, 24% — умеренную или выраженную головную боль, а у 44 % головная боль отсутствует, или слабо выражена. Причиной головных болей могут быть гормональные изменения, повышенная утомляемость, спазмы и сужение сосудов головного мозга, напряжение мышц черепа и т. д.
• Девочки в 2 раза чаще испытывают головные боли по сравнению с мальчиками. Причиной может быть гормональная перестройка организма и изменение тонуса сосудов головного мозга или организма в целом.
• Подростки, испытывающие сильные головные боли, более предрасположены к преодолению каких-либо норм и правил, склонны к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения; так же у них существует «деликвентный потенциал».
•   Подростки, не испытывающие или имеющие умеренные головные боли, более стрессоустойчивы, следовательно, более спокойны и адаптивны в стрессовой ситуации.
•   Подростки, головные боли у которых отсутствуют или умеренны, менее вспыльчивы и конфликтны, более раскрыты для общения и контактов с другими людьми, чем их сверстники, испытывающие сильные головные боли.
•   Подростки, испытывающие сильные головные боли, чаще будут воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающие, реагировать на них состоянием тревоги. Они будут напряжены, беспокойны, нервозны.
Таким образом, результаты нашего исследования позволяют заключить, что подросткам с различной степенью головной боли присущи специфические проблемы и личностные особенности, оказывающие влияние на их поведение и эмоционально-волевую сферу.