Автор Тема: Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся...  (Прочитано 510 раз)

Обидина В.А.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 2
Профессиональная идентичность у студентов, обучающихся на разных курсах факультета юридической психологии

Обидина В. А
Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва)
Научный руководитель – Щёткина Е. И.
   
Поваренков Ю.П. определяет профессиональную идентичность как критерий профессионального развития, который свидетельствует о качественных и количественных особенностях принятия человеком себя как профессионала; конкретной профессиональной деятельности как способа самореализации и удовлетворения потребностей; системы ценностных норм, характерных для данной профессиональной общности (Поваренков Ю. П., 2003).
Согласно концепции Л.Б. Шнейдер, профессиональная идентичность – это «не только осознание своей тождественности с профессиональной общностью, но ее оценка, психологическая значимость членства в ней, разделяемые профессиональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональной компетентности, самостоятельности и самоэффективности, т.е. переживание своей профессиональной целостности и определенности» (Шнейдер Л. Б., 2001).
По мнению многих исследователей, становление профессиональной идентичности происходит в период обучения в ВУЗе,  который является  этапом «специальной, целенаправленной подготовки» с целью получения определенной специальности (Родыгина У. С., 2007).
Настоящее исследование направлено на исследование особенностей профессиональной идентичности  у студентов факультета Юридической психологии, обучающихся на разных курсах.
Нам были использованы методики: 1. Опросник профессиональной идентичности психологов (авторская разработка У. С. Родыгиной). 2. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А.А. Азбель, А.Г. Грецов). 3. Методика «Кто Я?» (М. Кун, Т. Мак-Партланд).
У студентов всех курсов наблюдается преобладание положительных эмоций, связанных с удовлетворением потребностей человека в данной профессии, а также позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии. При этом студенты первого, второго и четвёртого курса считают, что профессия психолога удовлетворяет их потребностям и запросам, в ней они видят свое призвание и способ самореализации. Они планируют свое профессиональное будущее так, чтобы работать психологом, ставят цели и достигают их. При любой возможности пытаются приобрести опыт практической психологической деятельности; читают дополнительную психологическую литературу. Студенты третьего курса к разным учебно-профессиональным ситуациям могут относиться по-разному, преобладание эмоций также зависит от различных ситуаций. Пятикурсники считают, что профессия психолога удовлетворяет их потребностям и запросам, в ней они видят свое призвание и способ самореализации. Они просчитывают свое будущее так, чтобы работать психологом, ставят цели и достигают их. При любой возможности пытаются приобрести опыт практической психологической деятельности; читают дополнительную психологическую литературу.
Преобладающим статусом профессиональной идентичности для студентов первого и четвёртого курсов является сформированная профессиональная идентичность, что свидетельствует о том, что первокурсники и четверокурсники готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития или уже его совершили. У них присутствует уверенность в правильности принятого решения об их профессиональном будущем, они самостоятельно сформировали систему знаний о себе и о своих профессиональных ценностях, целях и жизненных убеждениях, также они способны осознанно выстраивать свою жизнь, потому что определились, чего хотят достигнуть.
Преобладающим статусом профессиональной идентичности для студентов второго, третьего курсов является мораторий (кризис выбора). Студенты исследуют альтернативные варианты профессионального развития и активно пытаются выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение в отношении своего будущего. Они размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения.
Проведённый анализ содержательных характеристик идентичности показал, что учебно-профессиональная ролевая позиция: «студент/студентка», «ученик/ученица», «выпускник/выпускница школы/МГППУ» преобладает у студентов первого курса, далее количество характеристик снижается и достигает наименьшего количества у выпускников, что в свою очередь закономерно: по мере того, как студент переходит на следующую «ступеньку» в период обучения в ВУЗе, тем больше он себя позиционирует не только как студент, но и как психолог и профессионал. Об этом также свидетельствуют результаты, относящиеся к Деятельному Я, а именно к занятиям, деятельности, то здесь также первокурсники имеют наибольшее количество указаний на такие характеристики, как: «психолог», «педагог». Постепенно количество указаний на Деятельное Я снижается  до пятого курса включительно, а у выпускников количество снова повышается. При этом наблюдаются качественно новые характеристики: у второкурсников: «исследователь», «практик», «теоретик», у студентов третьего курса: «практикант», «клинический психолог», «научный деятель», у студентов четвёртого курса: «бакалавр», «консультант», «конфликтолог», «диагност», «психотерапевт», «юридический психолог», у выпускников: «профессионал», «эксперт», «супервизор», «молодой учёный».
Также первокурсники указывают в большем количестве на свою профессиональную перспективу, тем самым выражая пожелания, намерения, мечты, связанные с учебно-профессиональной сферой: «будущий психолог», «будущий специалист»,  в последующем количество указаний на  «Перспективное Я» в контексте деятельности снижается, но появляются качественно новые формулировки: у студентов третьего курса: «будущий патопсихолог», у студентов четвёртого курса: «будущий магистрант», «будущий ценный сотрудник», «будущий судебный эксперт».
Таким образом, профессиональная идентичность студентов факультета Юридической психологии, обучающихся на разных курсах, претерпевает качественное изменение в процессе обучения. С каждым последующим курсом студенты испытывают больше положительных эмоций, связанных с удовлетворением потребностей в профессии и занимают всё более активную позицию отношения к приобретаемой профессии, а также кризис выбора профессии сменяется сформированной идентичностью.
 
Список литературы:
1. Поваренков, Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности. Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества / Ю.П. Поваренков // Сборник научных трудов. – Ярославль: ЯГПУ, 2003. – С.154-163.
2. Родыгина, У. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов // Психологическая наука и образование. – 2007. – № 4. С. 39-48
3. Сунцова, Я. С. Диагностика профессионального самоопределения: учебно-методическое пособие / Я.С. Сунцова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2009. – 112 с.
4. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: дис…… д-ра психол.наук / Л.Б. Шнейдер. –М., 2001. – С.39.