Автор Тема: Особенности формирования правосознания в системе высшего образования  (Прочитано 423 раз)

Ромодова Н.С.

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
Особенности формирования правосознания в системе высшего образования

Ромодова Н.С
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
"Московский государственный психолого-педагогический университет" (г.Москва)
Научный руководитель: Дворянчиков Н.В. кандидат психологических наук
декан факультета юридической психологии

Проблема правосознания является объектом пристального внимания и изучения. В современной отечественной науке на данный момент не существует единого понятия правосознания. Под «правосознанием» обычно понимают «отражение юридической действительности» (Абдулаев М.И., 2014).
В зарубежной психологии рассматриваются отношения человека к различным правовым явлениям – к закону, к преступлениям, к преступникам и жертвам, к наказанию, к работникам правоохранительной, судебной и пенитенциарной системы (Ратинов А.Р., 1970).
Необходимо отметить, что во множествах трактовок определения «правосознание» говорится об отношениях между личностью и правом.
В соответствии с этим, в структуру правосознания входят три компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий (Ратинов А.Р., 1970).
В современной теории права существуют различные подходы к классификации правосознания и в наибольшей степени теоретически оправданной является классификация, критериями которых являются уровень осознания необходимости, глубина проникновения в сущность правовых явлений в обществе.
Если ранее изучение правосознания рассматривалось в рамках концепций массового сознания, общественного сознания и социальных представлений, то в настоящее время правосознание рассматриваются в двух направлениях – теоретическом и эмпирическом (Гулевич О.А., 1999).
Основными факторами, влияющими на правосознание, являются психофизиологические особенности личности, уровень профессионального образования, органы власти, образовательные учреждения, СМИ, религия, ближайшее окружение, доступность нормативно-правовых актов, способность индивида воспринимать правовую информацию, активность самого индивида по поиску правовой информации, осознание своей и чужой свободы (Осипов М.Ю., 2013)
Главным критерием политики государства в сфере образования и воспитания продолжает оставаться практика обучения основам права в различных образовательных учреждениях. В то же время нельзя оставлять без внимания различные варианты региональных моделей правового образования, необходимо уделять больше внимания разработке учебных курсов по правовой тематике.
Правовое обучение является одной из важнейших форм правового воспитания. Сокращение научных разработок в данной области привело к массовой юридической неграмотности и правовой невоспитанности. Особую роль в повышении правосознания играет юридическое образование, основная цель которого сформировать у студента нравственные качества, осуществив преобразование этических требований в надежные принципы поведения.
Формирование правосознания студентов необходимо осуществлять в образовательном процессе учебного заведения, способного обеспечить специальную организацию правового образования, обучения и воспитания будущих специалистов (Кондратьева Е.В., 2011).
Нами было проведено исследование особенностей формирования правосознания среди студентов первого и четвертого курсов факультетов «Юридическая психология» и «Психология образования». В исследовании были использованы следующие методики:
1.   Тест правового и гражданского сознания (Л.А.Ясюкова).
2.   Методика оценки уровня развития морального сознания (дилеммы Кольберга).
3.   Методика частного психосемантического дифференциала «Отношение к правосознанию».
Результаты исследования показали следующее:
Существенные различия в уровне сформированности сфер правосознания среди студентов первого курса факультетов «Юридическая психология» и «Психология образования» отсутствуют. Уровень сформированности  шкал «деловая сфера», «гражданская сфера», «правовая сфера» соответствуют среднему уровню. Шкала «бытовая сфера» развита на хорошем уровне.
По «дилемме Хайнца» будущие педагоги-психологи показали достаточно высокий уровень нравственного развития личности по сравнению со студентами факультета «Юридическая психология». Будущие педагоги  - психологи сознательно выбрали специальность и готовы в будущем работать в условиях реформирования системы образования. Студенты - первокурсники имеют высокий уровень способности к рассуждению.
По «дилемме про двух братьев Боба и Карла» студенты  - первокурсники обоих факультетов показали примерно одинаковые результаты. Но часть студентов факультета «Юридическая психология» показали достаточно высокий уровень морального развития.
У студентов первого курса факультетов «Психология образования» и «Юридическая психология» достаточно высокая самооценка. Студенты факультета «Юридическая психология» к обществу относятся критично; негативно оценивают законодательство, судебные и правоохранительные органы, но в то же время признают эффективность их работы. Отношение к противоправным действиям и преступникам достаточно противоречивое, но они уверены, что нарушившие закон должны понести наказание.
Студенты факультета «Психология образования» понимают несовершенство общественного устройства и современного законодательства, лояльно относятся к судебным и правоохранительным органам. Ими признаются рост преступности и противоправных действий, и ужесточение наказания – метод борьбы с ними.
Студенты четвертого курса факультетов «Юридическая психология» и «Психология образования» показывают примерно одинаковые показатели в бытовой и правовой сфере, но студенты факультета «Юридическая психология» показывают более высокий уровень правосознания в «гражданской сфере»
У большинства студентов четвертого курса обоих факультетов выявлен средний уровень морального развития, что говорит о том, что они готовы придерживаться определенной условной роли и ориентироваться на принципы других людей, но среди будущих юридических психологов тех, кто показал высокий уровень нравственного развития, значительно больше, чем у выпускников психологов – педагогов. Именно изучение правовых дисциплин позволило юридическим психологам показать высокие результаты.
Студенты – выпускники факультета «Юридическая психология» имеют положительные социальные установки к себе в отличие от студентов – выпускников «Психология образования». Они понимают, что общество и законодательство не идеально, выпускники факультета «Юридическая психология» считают важной работу судебных и правоохранительных органов, имеющих целью искоренить преступность в стране
На протяжении всех четырех лет обучения студенты изучают дисциплины, которые помогают сформировать у них высокий уровень правового сознания. Они изучают законодательные акты, присущие деятельности студентов, согласно их будущей специальности.  Применение преподавателями различных методов на  занятиях способствует повышению интереса не только к предмету, но и к своей будущей специальности, формирует позитивное отношение к стране и обществу, повышается правовая грамотность среди студентов.


Список литературы:
1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – 410 с. (Серия «Учебники для вузов»).
2. Гулевич О.А. Теоретический анализ и опыт эмпирического исследования правосознания как совокупности социальных представлений о праве // Мир психологии. 1999. №3. С.120—131.
3. Кондратьева Е. В. Юридическое образование как фактор повышения правосознания молодежи // Вестник ТГУ. 2011. №7. C.186-192
4. Осипов, М.Ю. Основные факторы, влияющие на правосознание и правомерное поведение / М.Ю. Осипов // Юридические записки. - 2013. - № 1. - С. 9-16.
5. Ратинов А.Р. Структура и функции правового сознания // Проблемы социологии права. 1970. Вып. 1. С. 178-188.